Древний код шерстяного носка, или В чем секрет памирских джурабов
15:00 29.06.2021 (обновлено: 17:05 18.10.2022)
© Пресс-служба президента ТаджикистанаНоски джурабы с национальным таджикским узором
Подписаться
Хотя "роспись" традиционных таджикских носков кажется нам обычным ярким узором, его история насчитывает несколько тысяч лет и восходит к самым древним символам индоевропейской цивилизации
ДУШАНБЕ, 29 июн — Sputnik, Мунавар Мамадназаров. Узорчатые джурабы, национальное достояние жителей Памира - под стать самобытному укладу жизни в высокогорье с ярким празднествами и ритмичной музыкой. Такие же необычные и ни на что не похожие.
Для памирцев это не просто одежда, но и особенный предмет, важнейший атрибут национального костюма, где нет ни одной случайной детали. А геометрический орнамент, украшающий традиционные джурабы, чем-то подобен таинственному коду, которым зашифрованы глубинные символы древнеперсидской культуры.
"Узоры грома" по-таджикски
Связанные из самодельных шерстяных нитей, джурабы обладают необыкновенно яркой цветовой палитрой, которая веками основывалась на использовании природных красителей из хны, коры плодов орешника, отвара луковой шелухи, ягод барбариса и шиповника.
В древности удивительная геометрическая вязь была своего рода автографом и наглядным свидетельством умения мастериц. Под волшебными спицами вязальщиц, использующих несколько простых фигур, неожиданно возникает симфония ярких, выразительных и сложных композиций.
© Мунавар МамадназаровПамирские джурабы
Памирские джурабы
© Мунавар Мамадназаров
Волнистые линии, зигзаги, ромбы, треугольники, кресты и свастики образовывали сложный орнамент, который древние греки назвали "меандр" - в честь одноименной извилистой реки в Малой Азии, использовали его повсеместно в керамике. Их культурные наследники, римляне, украшали им жилища и одежду. Восточные соседи памирцев - китайцы - именовали рисунок "узорами грома".
Исторически меандр связан со свастикой - знаком света, огня и вечного движения в зороастризме и других древних культах персоязычных народов. Собственно, два меандра, наложенные друг на друга со сдвигом "на один шаг", в пересечении и образуют свастику.
CC BY-SA 2.0 / Amphipolis / Меандровая мозаика тепидария
Меандровая мозаика тепидария
Орнамент на джурабах выстраивается по косоугольной или прямоугольной сетке, что придает ему определенную динамику - рисунок как бы вращается по спирали, обвивая носок. Одни джурабы имеют ярко выраженное деление на композиции, разграниченные белыми нейтральными полосами. Другие состоят из сплошных линий вязи, переходящих друг в друга, складываясь таким образом в необычайно пестрый узор.
Старинные высокие джурабы "пехчриб", одеваемые под кожаные мягкие сапоги, отличаются архаичным сплошным рисунком, в котором преобладают свастики, кресты или извилистый лабиринтообразный меандр.
Азбука Морзе из глубины веков
На первый взгляд, вязание джурабов носит импровизационный характер, и, казалось бы, рисунок рождается спонтанно под спицами, от одной полосы к другой. Если проводить аналогии с современностью, то один исследователь таджикской культуры сравнивает создание джурабов с исполнением джаза, когда музыкант знает канву произведения, но играет ее в зависимости от настроения и таланта, превращая все в творческую импровизацию. Но на самом деле, при всем многообразии орнамента памирских носков, здесь заметны свои четкие каноны.
Забыв глубинное первоначальное значение того или иного узора, люди дают символам понятные и привычные образные названия: роза, звезда, капелька, бабочка, кошачий след, как бы указывая на зашифрованную в них изобразительность. Даже свастике, после событий XX века утратившей свой безобидный смысл, дают поэтические наименования: движущаяся роза, цветок чинара или цветок самшита.
© Sputnik / Марина Маковецкая / Перейти в фотобанкЖизнь в высокогорных районах Таджикистана. Архивное фото
Жизнь в высокогорных районах Таджикистана. Архивное фото
© Sputnik / Марина Маковецкая
/ Символы и знаки, впоследствии перекочевавшие и на одежду в качестве оберегов, зарождались в эпоху бронзы и отражали мифологию, религиозные воззрения наших предков.
Если для современного человека какой-либо узор рассматривается просто как узнаваемая геометрическая фигура, то в древности подобные изобразительные мотивы связывались с земледельческими и скотоводческими праздниками, религиозными, мифологическими воззрениями или трактовались как солнечно-лунные календари.
Некоторые исследователи считают, что орнамент - это еще и зашифрованное обозначение родовых знаков. В условиях бесписьменности они были живыми кодированными символами, посредством которых передавалась информация о мироздании в представлении этого народа.
Постепенно со сменой религий и образа жизни первоначальный религиозно-мифический и календарный смысл знаков утрачивался, из оберегов на одежде или "паспорта" носителя они превращались в элемент декора.
Джурабы как наука
Погружаясь вглубь истории, уместно обратиться к серьезным академическим дисциплинам, в частности - к археологии. В поисках расшифровки оригинального орнамента джурабов можно заметить их поразительное сходство с узорами на керамике андроновских племен, обитавших на широких степных просторах Евразии во II тысячелетии до н. э.
Большинство археологов связывают андроновцев с индоиранскими племенами, которые волнами продвигались на юг в Центральную Азию, Иран и Индию, привнеся не только языки и типы жилищ, но и предметы прикладного искусства: керамику, плетение, ковроткачество и вышивку.
Следы пребывания андроновцев сохранились на землях современного Таджикистана, в том числе и на Памире, в виде курганных кольцевых могильников, рисунков колесниц на покрытых солнечной патиной скалах (Теккеташ, Акджилга и Вебестдара), загадочных каменных выкладок в форме стрел и геометрических фигур.
Российские исследователи убедительно доказывали, что геометрические узоры на андроновской керамике напрямую связаны с ковроткачеством и вышивкой.
Так, известный историк и антрополог Михаил Грязнов считал, что у носителей этой культуры были распространены узорно расшитые одежды и плетеные изделия, чье украшение можно воссоздать по символам на кувшинах и горшках. Большинство элементов до сего дня воспроизводится в орнаментике ковров Центральной Азии, а также отчасти в русских, украинских и таджикских вышивках.
© Мунавар МамадназаровРеконструкция андроновских орнаментов
Реконструкция андроновских орнаментов
© Мунавар Мамадназаров
Земледельцы доиранского периода сезонно использовали Восточный Памир как пастбища, а с приходом в регион новых людей бронзового века начался процесс культурного, материального и этнического обмена между оседлым населением и кочевниками. Более того, прибывшие на Памир андроновцы ассимилировались с автохтонным населением.
В дальнейшем они дали жизнь кочевым племенам скифов и саков, оказавшим значительное влияние на формирование современных этносов Средней Азии. Через взаимопроникновение культур орнаментальное искусство пришло и на Памир.
Излюбленным символом памирских народов в течение тысячелетий оставалась свастика и ее производные солярные знаки. Они редко существовали сами по себе, в чистом виде, трансформируясь через различные комбинации, превращаясь в многосоставной геометрический узор. В представлении наших предков левосторонняя свастика считалась "женской", а правосторонняя - "мужской". Эти древние воззрения сохранились в народном календаре, делящем год на "мужскую" и "женскую" половины.
© Мунавар МамадназаровТипы орнаментов в искусстве памирцев
Типы орнаментов в искусстве памирцев
© Мунавар Мамадназаров
В более поздние времена динамичный свастичный орнамент стал олицетворять солнечное божество Митру, которое в мифах индоиранцев несется на золотой колеснице со своими спутниками по небу. В Авесте даже есть строки, посвященные солнечному богу, пронизанные стремительным движением на колеснице:
Мы почитаем Митру,
И скакуны все белые
Ту колесницу тянут
Ему одноколесную,
Златую и в каменьях
Сверкающих, когда
К обители своей
Везет он возлияния.
Близость древних андроновских орнаментов с памирскими можно объяснить некой консервативностью искусства и преемственностью, которые способствуют передаче сакрального знания из поколений в поколение. Пусть и в довольно обыденной форме шерстяных носков. Вот и вязальщицы джурабов сегодня - кто осознано, кто нет - следуют определенным канонам построения узоров, как делали их бабушки, прабабушки и десятки поколений на протяжении сотен и тысяч лет.