Афганистан может стать другом России и Китаю

© Sputnik / Михаил Климентьев / Перейти в фотобанкПрезидент РФ Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин
Президент РФ Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин - Sputnik Таджикистан, 1920, 14.10.2021
Подписаться
Будущая политика России и Китая по Афганистану после ухода американцев представляет собой редкий случай полного совпадения интересов, оценок и перспектив двух гигантов. Разница только в масштабах
Если, вопреки логике, новая власть решит стать сеятелем террора и экстремизма, то Афганистан при режиме талибов может оказаться большой угрозой для Китая – и заметно меньшей угрозой для России. Если же события пойдут по хорошему сценарию, то Китай может стать одним из первых, кто наладит тесные и важные экономические связи с Афганистаном.
Но это в будущем. А сегодня мы видим почти текстуальные совпадения в заявлениях Пекина и Москвы о том, что с этой несчастной страной можно и нужно делать.
На первой стадии, когда американцы еще не совсем убежали из Кабула, в Москву и Тяньцзинь приехали две высокого уровня делегации талибов (еще не хозяев страны), и по итогам тех встреч прозвучали одинаковые заявления: если новый режим воздержится от поддержки терроризма и экспансии, будем иметь с ним дело.
Ответом были заверения, что никакого терроризма не будет. Ответом на ответ (по крайней мере, на уровне публицистики) - что мы еще посмотрим, сдержат ли новые власти слово. А потом подумаем, кем они нам станут: другом, партнером, угрозой. Но и дружба не исключается.
Сегодня, когда после 15 августа (бегство США из Кабула) прошло два месяца, из принципиально нового Россия и Китай в один голос говорят: теперь Афганистану можно и нужно помогать. Что касается России, то, как заявил глава МИД РФ Сергей Лавров, "мы вместе с рядом других стран хотим, в частности, в ходе заседаний московского формата предложить под эгидой ООН провести конференцию по оказанию содействия, в том числе гуманитарного, этой стране".
К "другим странам" точно относится Китай. Посмотрите хотя бы на недавние материалы на ресурсе Global Times, англоязычном пекинском издании.
Рабочий визит президента РФ В. Путина в Таджикистан для участия в СВМДА - Sputnik Таджикистан, 1920, 16.09.2021
Новый альянс: как Россия и Китай отобрали Центральную Азию у США
Там говорится о необходимости самим помочь Афганистану и заставить США и прочий Запад сделать то же. Напоминается, что за 20 лет войны с оккупацией США вложили в эту страну до 2 триллионов долларов, из которых только 2% пошло на развитие и гуманитарные программы. Сейчас Китай (в день объявления о формировании нового правительства в Кабуле) пообещал ему на 200 миллионов юаней (31 миллион долларов) зерна, вакцин, прочих лекарств и иной помощи.
Больше пока – ничего. Дело в том, что ситуация внутри Афганистана пришла к какому-то пугающему нулевому варианту, в политике, пожалуй, даже меньше, чем в экономике. Можно напомнить, что в начале 2000-х, когда США взяли страну под контроль, тоже говорили о международной помощи Афганистану и называли цифры, показывающие, что там уровень жизни и развития ниже африканского. С тех пор стало только хуже.
Сведения до нас доходят лишь отрывочные. Но из них следует, что в стране разрушена система ирригации, нет семенного зерна, беженцами можно считать буквально всех ее обитателей, для чего им не нужно даже перемещаться из родных мест. Коронавирус – последнее, что их там волнует, но он наверняка тоже есть.
То есть в качестве экономического партнера Афганистан можно не воспринимать. Хотя что считать партнерством? В Кабуле есть населенный китайцами район, кличка которого – "чайнатаун" - стала сейчас официальным названием созданной там организации содействия всем китайцам, желающим задуматься о будущих сделках с этой страной.
Общий смысл рекомендаций этой структуры – не думать о грандиозных проектах, сосредоточиться на чем-то очень краткосрочном и понятном. Проблема в том, что Россия или Китай могут многое дать Афганистану, но в ответ получить, как это и было в последние годы, разве что фрукты и пряности.
Дорога из Кабула в Пекин - какие цели преследует Китай в сделке с талибами
Из числа легенд о грандиозных перспективах в этом государстве – две истории. О месторождении медной руды Мес Айнак недалеко от Кабула и нефтяном проекте в бассейне Аму-Дарьи. Первый – с обещанными инвестициями в 4,4 миллиарда долларов, второй – с 400 миллионами. Оба проекта китайцы фактически заморозили. Вокруг них ходят слухи о запредельных масштабах афганской (или китайской) коррупции и о том, что на самом деле контракты заключались лишь для того, чтобы эти проекты не достались американцам. Так или иначе, освоение этих и прочих теоретически громадных ресурсов страны требует ее комплексного освоения – включая строительство дорог. То есть сокровища недр надо еще довезти до потребителя.
Суть ситуации в деликатном балансе между Афганистаном-угрозой и Афганистаном-золотым дном (последнее – в очень далекой перспективе). Прежняя (она же нынешняя) идеология движения "Талибан"* вполне может подтолкнуть его к продолжению экспорта джихада, и если страна будет оставаться нищей, то у нее не окажется никаких причин джихадизм сдерживать: будет нечего терять. Но если она, благодаря сотрудничеству с Россией и Китаем, встанет на ноги, то не похоже ли это на то, как если бы режим "Исламского государства"* победил в Сирии, и мы начали бы откармливать его с помощью мега-проектов?
Американцы пытались поменять суть афганского общества с помощью внедрения там демократии, кто-то другой может надеяться сделать это с помощью денег: у кого лучше получится? Россия с Китаем – идеальные для этого партнеры. А насчет реальности таких планов – иранский режим в 1979 году тоже был экстремистским, но перерос во вполне приемлемое для соседей просвещенное мусульманское государство. То есть "Талибан"* завтрашнего дня может быть совсем другим.
Президент РФ Владимир Путин - Sputnik Таджикистан, 1920, 12.10.2021
Четыре цели Путина: зачем Россия объединяет евразийские державы
Эти геополитические гадания сейчас весьма актуальны и для Москвы, и для Пекина. Так же как и гадания о том, зачем американцы ушли из Афганистана – просто потому что провалились или это такой хитрый замысел по подрыву России и Китая? В первом случае через внесение хаоса в Центральную Азию, во втором – через отправку обратно в китайский Синьцзян террористов-уйгуров, которые были оттуда вычищены громадными усилиями и осели у талибов.
Отдельный сюжет – как США могут рассорить еще больше Индию с Китаем и его другом Пакистаном (давним покровителем талибов), опять же из-за Афганистана, из которого эти два партнера якобы должны вытеснить индийцев.
Но в любом случае, если кто-то сможет сейчас сделать из "Талибана"* обычное центральноазиатское правительство, не угрожающее соседям, – то это страны, с которыми Россия и Китай вместе укрепляли в последние годы партнерство.
Это Иран и Пакистан, да и Индия тоже, и все страны Центральной Азии, вместе давно работающие в Шанхайской организации сотрудничества. И есть сильные сомнения, что они смогут привлечь к этой работе кого-то еще, даже для оказания чисто гуманитарной помощи.
Все вместе означает, что значимость перечисленных стран на мировой арене сильно выросла, в том числе благодаря афганскому сюжету – но значимость ведь означает еще и ответственность.
* Организация, признанная террористической в России и ряде других стран.
Лента новостей
0