Тятя, тятя, наши Сети, или Почему в Таджикистане медленный и дорогой интернет

© Sputnik / Максим Богодвид / Перейти в фотобанкДата-центр, архивное фото
Дата-центр, архивное фото - Sputnik Таджикистан, 1920, 16.11.2021
Подписаться
Очередные данные сервиса тестирования интернет-сетей Speedtest Global Index повергли в уныние пользователей мобильного интернета в республике
Таджикистан занял 129-е место рейтинга из 138 стран, как и в прошлом году. Говорят, что стабильность - признак мастерства, но такая стабильность вовсе не повод для гордости.
А вот причиной потери возможности прославить свою страну на международном уровне, как это случилось со студенткой из Таджикистана Мунисой Нарзуллаевой, из-за плохого качества интернета проигравшей престижный конкурс "Китайский мост", вполне может стать. Обидно, досадно, но… ладно? Вряд ли.
Мӯниса Нарзуллоева, донишҷӯи донишгоҳи Хуҷанд - Sputnik Таджикистан, 1920, 05.11.2021
Плохой интернет помешал уроженке Таджикистана победить в престижном конкурсе
В чем же причина столь грустного состояния сетевых технологий в республике? Все эксперты, как местные, так и зарубежные, в один голос заявляют: государственное регулирование.
"Практика давно доказала, что любая попытка тотального госконтроля в IT-сфере неизбежно приводит к ухудшению качества и подорожанию оказываемых услуг", - уверен специалист по коммуникациям Евгений Зверев.
Для Таджикистана таким вмешательством стал ЕКЦ (Единый коммутационный центр), созданный 5 лет назад на базе национального интернет-провайдера "Таджиктелеком". Структура обошлась бюджету в 50 миллионов долларов. Из всех достижений - ухудшение качества связи и ее значительное подорожание.
Дело в том, что с тех самых пор все провайдеры республики обязаны покупать интернет-траффик у ЕКЦ, а канал у него не резиновый. Получилось как в детской считалочке: "Мы делили апельсин, много нас, а он один". Вот и нарезали каждой компании по дольке, а те уже сами пусть выкручиваются перед клиентами.
Юбилейный показ дизайнера Хуршеда Сатторова - Sputnik Таджикистан, 1920, 12.11.2021
Пока в зоне доступа: таджикский интернет удержался в мировой статистике
Кроме того, ЕКЦ не "производит" интернет, а лишь поставляет его из-за рубежа, грубо говоря, перепродает. И, как каждый посредник, безбожно задирает цены. По неофициальным данным, 1 гигабит трафика, полученного через ЕКЦ, стоит более 50 тысяч долларов. Когда провайдеры Таджикистана закупали такой же объем самостоятельно, например, в Китае, это обходилось в 10-20 тысяч. Вот откуда растут корни медленного и при этом неоправданно дорогого мобильного интернета в стране.
"Любая госструктура максимально забюрократизирована, на каждое принятие решений требуется куча согласований, тратится уйма времени. Бизнес не может позволить себе такой роскоши, предприниматель обязан оперативно реагировать на любые колебания рынка, иначе он прогорит. Государственное ведомство таких рисков не боится", - поясняет Зверев.
А чего ему опасаться, оно же монополист. А ведь еще на стадии тестирования ЕКЦ специалисты предупреждали, что ввод дополнительного звена в цепи доступа к Всемирной сети, да еще и аффилированного с государственным органом, грозит уничтожением конкурентоспособности остальных провайдеров и постепенным регрессом отрасли телекоммуникаций.
"Создание для госструктуры "тепличных" условий, выводящих ее в лидеры на рынке интернет-услуг при помощи административного ресурса, неминуемо приведет к ухудшению качества этих услуг и, как следствие, потере значительного количества абонентов, что мы и наблюдаем в настоящее время", - сказал на условиях анонимности один из ведущих специалистов местного мобильного оператора.
Тогда власти отговорились тем, что это вынужденный шаг, продиктованный заботой о национальной безопасности. Террористические организации, мол, вербуют себе сторонников по всему миру, активно используя онлайн-технологии, а значит, трафик нужно взять под контроль.
"Аргумент этот, мягко выражаясь, спорный. Скорее всего, здесь замешаны банальные коммерческие интересы. Иначе с чего бы вдруг стали вводить различные налоги на сотовые компании, даже акцизы, которыми, как правило, облагаются алкоголь, бензин и сигареты. Все эти дополнительные сборы операторы стали перекладывать на плечи клиентов, отсюда и скачок цен", - продолжает Зверев.
Вирус-вымогатель атаковал IT-системы компаний в разных странах - Sputnik Таджикистан, 1920, 04.10.2021
Таджикистан попал в рейтинг качества цифровых технологий
Не выдержав налогового бремени, республику спешно начали покидать зарубежные мобильные бренды: VEON (торговая марка "Билайн"), Telia Sonera (TCell) и другие. Свои активы они продали местным фирмам, которым международные стандарты качества, по разным причинам, недоступны.
Результат налицо: таджикские пользователи вынуждены довольствоваться одним из самых медленных доступов в интернет в мире, да еще и платить за него втридорога. Для примера, мой сын в России пользуется тарифом в 500 рублей, получая за них 40 гигабайт трафика и 500 минут на звонки. В Таджикистане за 15 тысяч мегабайт и 1000 минут придется заплатить 250 сомони.
В начале 2014 года мобильный интернет в Таджикистане был назван в числе самых дешевых и быстрых в Центральной Азии. Республика по этим показателям уступала только Казахстану. Сейчас эти показатели кажутся малонаучной фантастикой.
Так что же следует предпринять Таджикистану, чтобы поскорее избавиться от унизительного титула "страны с самым медленным интернетом"? Главным и самым необходимым шагом эксперты называют прекращение чрезмерной государственной опеки операторов. Возрождение здоровой конкуренции на рынке телекоммуникаций даст толчок развитию отрасли, который позволит в краткие сроки ликвидировать отставание и вновь вернуть себе былую славу.
Лента новостей
0