"Дьявольский ветер", "таджикский ужас": какой была самая страшная казнь Азии в XIX веке

© Sputnik / РИА Новости"Подавление индийского восстания англичанами". Картина художника Василия Верещагина
Подавление индийского восстания англичанами. Картина художника Василия Верещагина - Sputnik Таджикистан, 1920, 17.01.2022
Подписаться на
Yandex newsTelegram
Хотя Восток в глазах многих европейских авторов виделся как дикий и варварский край, именно англичане - главные "цивилизаторы" в Индии и Афганистане - изобрели наказание, ужаснувшее и Азию, и весь остальной мир в XIX веке
ДУШАНБЕ, 17 янв — Sputnik. В 1857 газеты Лондона пугали читателей страшными заголовками - в Британской Индии вспыхнуло кровопролитное восстание, туземцы убивают англичан, Дели в осаде, армия прячется в крепостях. Так проходило Восстание сипаев, заставившее по-настоящему испугаться правящую верхушку Лондона. Причиной мятежа стала хищническая разорительная политика англичан, а поводом - слухи о том, что британцы хотят унизить верующих - мусульман и индусов - специально выдавая сипаям (местным наемным солдатам) патроны, смоченные в говяжьем или свином жире.
Восстание сопровождалось зверствами с обеих сторон и закончилось победой солдат Великобритании, которые решили наказать восставших максимально жестоко в назидание другим. Так миру стало известно о самой страшной казни, порожденной техническим прогрессом, - "дьявольском ветре".

Не остается ни следа

Суть ее сводилась к следующему - несчастного привязывали спиной к дулу артиллерийского орудия, а затем выстреливали картечью или просто зарядом пороха. Последующий эффект красноречиво описал очевидец тех событий британский путешественник Джордж Картер Стент.
"Когда стреляют из пушки, видно, что голова заключенного взлетает прямо вверх, на высоту около сорока или пятидесяти футов; руки разлетаются направо и налево, высоко в воздух, и падают на расстоянии, возможно, ста ярдов. Ноги падают тут же на землю под дулом пушки, а тело буквально сдувается совсем, не видно даже ни следа", - описывает казнь Стент.
Шпион - выйди вон: как Британия проиграла России в борьбе за Памир
Когда залп производился целой артиллерийской батареей, то зрелище кровавого дождя и падающих с неба сотен голов и конечностей производило ужасающее впечатление на неподготовленных зрителей, буквально повергая их в шоковое оцепенение.
"Замечательная подробность: в то время как тело разлетается на куски, все головы, оторвавшись от туловища, спирально летят кверху. Естественно, что хоронят потом вместе, без строгого разбора того, которому именно из желтых джентльменов принадлежит та или другая часть тела", - сообщает жутковатые детали казни русский художник Василий Верещагин, оставивший самое наглядное представление о "дьявольском ветре" в своей картине.
Но как англичане, казавшиеся самим себе носителями высокой культуры и знаменитого "бремя белых", дошли до жизни такой? Почему "представители цивилизованного мира" использовали именно этот по-настоящему варварский способ казни и чем он так "полюбился" позже афганским и таджикским военачальникам уже в XX веке?

Ужас, огонь, реинкарнация

Конечно, британцы были не оригинальны, используя столь изощренный способ истреблять людей. На самом деле неизвестно, кому первому в голову пришла "светлая" мысль использовать взрывную силу пороха в подобных целях, но подобная форма казни упоминается впервые в XVI веке, хотя и воспринимается как своего рода экзотика. Особо жестокой, по меркам Средневековья, эта казнь не считалась, раз уж приговоренный умирал почти мгновенно.
Существуют достаточно достоверные сообщения из Турции конца XVI века, когда человека буквально целиком засунули в жерло огромной бомбарды и просто распылили его по ветру силой взрыва. К подобным методам изредка прибегали в своих колониях и португальцы. В самой Индии разрывать людей на части силой пороха начали во время правления Великих Моголов, когда таким образом убили 100 афганских пленных в марте 1526 года. Но опять-таки - это были исключительные случаи, которые потому и сохранились в истории.
Темур Малик , статуя в Худжанде - Sputnik Таджикистан, 1920, 17.03.2020
Бросивший вызов Чингисхану: как Тимур Малик от монголов Худжанд оборонял
А вот военные Ост-Индийской компании и прочие служаки английской короны поставили смертоубийственное ноу-хау на поток, казня дезертиров и мятежников, а после сипайского восстания сделали его знаменитым на весь свет. У британцев "дьявольский ветер" не просто выполнял карательную функцию, устрашая масштабностью и кровожадной зрелищностью, но имел более важный религиозный аспект, что и надоумило колонизаторов прибегнуть именно к такому способу казни.
Особый ужас для приговоренных правоверных индусов, живущих в строгих правилах кастовой иерархии, состоял в том, что разорванное на куски тело мгновенно теряло свою ритуальную чистоту. Как следствие, душа казненного была обречена на мучительный круг реинкарнаций, состоящий из сотни незавидных жизней. Наиболее известное описание возможных чувств добропорядочного индуса принадлежит перу Верещагина.
"Казнь их не страшит; но чего они избегают, так это необходимости предстать пред высшим судьею в неполном, истерзанном виде, без головы, без рук, а это неизбежно при расстреливании из пушек. Европейцу трудно понять ужас индийца высокой касты при необходимости коснуться собрата низшей: он должен, чтобы не закрыть себе возможность спастись, омываться и приносить жертвы после этого без конца. А тут может случиться, что голова брамина о ляжет на вечный покой около позвоночника парии! От одной этой мысли содрогается душа самого твердого индуса!" - повествует художник.

Казнь не по плану

Впрочем, Верещагин несколько преувеличивал религиозную значимость казни для верующих индийцев. В восстании принимало участие не так много человек из привилегированного сообщества брахманов, а на знаменитой картине цепями прикованы к пушкам члены местной сикхской секты намдхари, состоявшей преимущественно из неприкасаемых. Представителей высших варн в ней не было в помине, да и посмертного осквернения тела сикхи не слишком боялись.
Она умерла за год до своего рождения: любопытный случай "реинкарнации" - видео
Не говоря уже о том, что в восстании сипаев принимало участие множество мусульман, которым вера в реинкарнацию и вовсе не положена. Скорее всего, английская военная администрация, развевая людей "дьявольским ветром", использовала не столько религиозные, сколько социальные страхи народа. Быть похороненным в общей безымянной могиле, не получить положенного достойного погребения, чтобы родня не знала, где оплакивать погибшего, - вот истинный страх жителей исключительно консервативного населения Британской Индии вне зависимости от веры и этнического происхождения. Сторонних наблюдателей впечатляла и механизированная упорядоченность, некая обезличенность наказания.
"Они (англичане) делали грандиозно: сотнями привязывали возмутившихся к жерлам пушек и без снаряда, одним порохом, расстреливали их - это уже большой успех против перерезывания горла или распарывания живота, - писал Верещагин. - Повторяю, всё делается методично, по-хорошему: пушки, сколько их случится числом, выстраиваются в ряд, не торопясь, подводят и привязывают за локти по одному индийскому гражданину, разных возрастов, профессий и каст, и затем по команде все орудия стреляют разом".
Случались и непредвиденные инциденты, вызывавшие нервную тошноту даже у привычных к подобным зрелищам людей. Так, один из свидетелей казни вспоминает, как некий несчастный соскользнул с веревки как раз перед взрывом, и его рука чуть не загорелась. Пока он бился в агонии под стволом орудия, руководивший стрельбою сержант приставил пистоль к его голове, но ненадежное орудие дало осечку. Наконец в затылок приговоренному выстрелили из винтовки, и "кровь хлынула из носа и рта, как вода из быстро работающего насоса. Я видел смерть во всех ее проявлениях, но никогда не видел ничего, что могло бы сравниться с концом этого человека".
А во время массовой казни в Фирозпуре в 1857 году, несмотря на приказ использовать холостые патроны, некоторые пушки зарядили картечью. В итоге было тяжело ранено несколько зрителей, стоявших на отдалении перед строем приговоренных.
Советский танк в Панджшерском ущелье (Афганистан) - Sputnik Таджикистан, 1920, 11.05.2020
От кайзера до фюрера: как Афганистан дважды пытались втянуть в мировую войну
Некоторые свидетели с отвращением вспоминают стаи бродячих собак и хищных птиц, только и ожидающих завершения зрелища, чтобы растащить лакомую добычу.
"Сцена и вонь были непреодолимы. Я чувствовал себя ужасно и мог наблюдать, как многочисленные местные зрители были поражены. Они не только дрожали, как осиновые листья, но и изменились в цвете лица. Не было принято никаких мер предосторожности - в результате люди были сильно запачканы кровью, и один человек, в частности, получил сильный удар от летящей руки!" - вот так описывал казнь один из авторов еженедельника Harper’s Weekly.

"Дьявольский ветер" из Афганистана

Зрелищный и кровавый метод казни отлично годился для устрашения противника, а потому быстро прижился по всей территории британского владычества в Центральной Азии, где использовался уже не английскими военными, а местными правителями, причем вплоть до 1929 года.
Так, в 1802 году, задолго до восстания сипаев, войска Махмуда Шаха, афганского правителя Дурранийской державы, нанесли сокрушительное поражение враждебным племенам. В назидание другим непокорным правитель приказал распылить из пушек одного из вождей и двух его сыновей, а также - в духе лучших традиций Тамерлана - построить минарет из черепов поверженных солдат. За 20 лет правления другого афганского властителя, Абдуррахман-Хана по прозвищу Железный Эмир, по сообщениям современников (источник, впрочем, не очень надежный), происходило в среднем 5000 казней в год. Значительная их часть - при помощи "дьявольского ветра".
Поражение победителей: история секретного похода Советской армии в Афганистан
А время короткого правления в 1929 году узурпатора Хабибулла Калакани, известного также как Бачаи-сако, в англоязычном разделе "Википедии" именуется не иначе как "таджикское царство ужаса" - по одноименному названию в заметках британского дипломата Тревельяна Хамфриса. К концу 1920-х такой вид казни, применявшийся Хабибуллой к своим противникам, казался чересчур варварским даже англичанам, активно применявшим его всего пару десятилетий до того.
К слову, сами британские власти достаточно быстро поняли, что в глазах мировой общественности их чиновники и военные в Индии выглядят безобразнее самого последнего разбойника, хотя в середине XIX века их меры устрашения почти единодушно были одобрены парламентом. Так, знаменитую картину Верещагина, написанную в 1884 году, сейчас невозможно увидеть ни в одном музее мира. По легенде, она была продана на аукционе в Нью-Йорке, а затем выкуплена и уничтожена англичанами. Толку от этого было немного - Индия все равно получила независимость менее чем через 100 лет после сипайского восстания, а многочисленные изображения картины, равно как и мемуары современников, из Сети все равно не удалишь.
Лента новостей
0