Что сделали в НАСА с советским Ту-144?

© Sputnik / Юрий Артамонов / Перейти в фотобанкАвиаконструктор Алексей Андреевич Туполев
Авиаконструктор Алексей Андреевич Туполев - Sputnik Таджикистан, 1920, 17.01.2022
Подписаться на
Yandex newsTelegram
Эра сверхзвуковых самолетов закончилась, но мир все еще помнит главных представителей той удивительной эпохи авиационных разработок
ДУШАНБЕ, 17 янв — Sputnik. Всего два воздушных лайнера в мире могут превысить скорость звука во время полета. Одним из них стал новый, разработанный Великобританией и Францией "Конкорд", а другим остается российский Ту-144.
Разработка Туполева стала первым сверхзвуковым самолетом в мире и, обогнав "Конкорд", установила ряд мировых рекордов.
США уже не один год пытаются составить конкуренцию легендарным аэробусам, работая над сверхзвуковым пассажирским самолетом Overture. Однако все еще непонятно, удастся ли стартапу Boom Technology воплотить свои мечты в реальность.

Больше "Конкорда"

Советский Ту-144 обладает большим в сравнении с "Конкордом" фюзеляжем, длина которого равна 65,7 метра, что на четыре метра больше, чем у второго.
Ту-144 и "Конкорд" выпустили в одном и том же году. Из-за сходства советского самолета с "французом" Запад в условиях холодной войны с СССР иронично прозвал его “Конкордским”.
В то время Советский Союз стремился к мировому лидерству во всех областях, включая авиацию. Разработка сверхзвукового авиалайнера стала логичным продолжением национального плана превращения страны в сверхдержаву, поэтому работу над проектом поручили КБ "Туполева", опытному авиационному производителю.
При успешном завершении разработки самолет также планировали использовать и в военных целях. Ту-144 обладает не только большими габаритами, но некоторыми различиями в конструкции по сравнению с “Конкордом”.

Главные отличия Ту-144 и "Конкорда"

Складывающиеся передние крылья-канарды, которыми оснащен советский авиалайнер по обеим сторонам носа - одно из основных его отличий. Они созданы для более эффективного вертикального маневрирования.
Канарды, раскрывающиеся во время взлета и посадки, стали главной особенностью Ту-144.
При этом крылья обоих сверхзвуковиков характеризуются одним типом "готического крыла", объединяющего два длинных треугольника, чтобы образовать дельтавидное крыло с изломом передней кромки.
Форма такого типа необходима для прочности, ведь конус маха, который распространяется от носа к задней части фюзеляжа, создает ударную волну при переходе самолета в сверхзвуковой полет.
Кроме КБ "Туполева" в разработке сверхзвукового авиалайнера участвовало еще одно конструкторское бюро СССР - КБ "Мясищева". Несмотря на то что КБ обладало релевантным опытом, проект так и остался незавершенным.
В соперничестве с "Конкордом" Ту-144 установил ряд рекордов, ставших мировыми.
31 декабря 1968 года Ту-144 совершил свой первый полет, на три месяца опередивший выход в небо "Конкорд".
Июнь 1969 года ознаменовался великим событием в авиации - СССР запустил первый в мире гражданский самолет, совершивший полет на сверхзвуковой скорости, превышающей 2 Маха.
Ту-144 также стал первым в мире сверхзвуковым грузовым самолетом, в связи с чем трудно сказать, можно ли считать Ту-144 полноценным пассажирским авиалайнером.
Несмотря на то что он перевозил пассажиров, большинство его рейсов оставались грузовыми, в то время как "Конкорд" ввели в эксплуатацию как пассажирское авиасудно раньше. За все время Ту-144 совершил порядка 100 пассажирских рейсов.
Трансформации Ту-144 после завершения полетов
Ту-144 должен был сыграть роль щита СССР, однако 2 самолета этой модели потерпели крушение, одно из которых произошло на территории Парижского авиасалона.
Всего около 3 лет начиная с 1975 года пассажирский авиалайнер находился в эксплуатации.
Великобритания и Франция серьезно рисковали репутацией, поэтому отдали много времени и сил на разработку и обслуживание "Конкорда", однако его эра закончилась в 2000-м после аварии под Парижем.
Интересно, что после вывода из эксплуатации Ту-144 подвергся загадочным изменениям - в 1990-х годах НАСА (Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства) приобрело и модернизировало советский самолет для исследований и создания нового поколения сверхзвуковых самолетов.
По словам НАСА, в начале 1990-х КБ "Туполева" предложило использовать его разработку в качестве машины для испытаний.
Ту-144 НАСА, отчасти символизировавший конец холодной войны и СССР, совершил 27 полетов в России под маркировкой Ту-144ЛЛ (ЛЛ - "летающая лаборатория").
После этого проект свернули из-за отсутствия финансирования. В дальнейшем Ту-144ЛЛ выставили на продажу на интернет-аукционе, но сделка не состоялась.
Сегодня Ту-144 демонстрируют в различных музеях мира. Его можно увидеть в Центральном музее военно-воздушных сил в Монино, а также в немецком Музее техники в Зинсхайме, где есть и "Конкорд", а также другие интересные модели летающих аппаратов.
Лента новостей
0