Европа готова и дальше назло России морозить уши

© AP / Alvaro BarrientosЖенщина, укутанная в шарф
Женщина, укутанная в шарф - Sputnik Таджикистан, 1920, 03.02.2022
Подписаться
Китайская компания Zhejiang Energy подписала предварительные договоренности о приобретении десятипроцентной доли в Якутском газовом проекте
Это еще один интегрированный (включает добычу газа, его транспортировку до берега и сжижение) российский пока проект по производству СПГ, пишет колумнист РИА Новости.
А чуть ранее "Новатэк" заключил сразу два соглашения по долгосрочным поставкам СПГ со своего строящегося завода "Арктик СПГ 2" c китайскими компаниями: с той же Zhejiang Energy, а также с компанией ENN. Если отмотать назад чуть дальше, в февраль прошедшего года, то тогда "Новатэк" договорился о поставках топлива с "Арктик СПГ 2" и c компанией Shenergy.
Что объединяет эти сюжеты? В первую очередь то, что все это — китайские компании. Но это слишком очевидно. Гораздо интереснее, что все упомянутые компании относительно небольшие и находятся за пределами китайской "большой нефтегазовой тройки".
Тут необходим небольшой исторический экскурс. Еще в конце восьмидесятых годов из Министерства нефтегазовой промышленности Китая были выделены три компании. CNPC начала заниматься сухопутной добычей, CNOOC — морской, а Sinopec — нефтепереработкой.
Но со временем компании стали заходить в сферы ответственности друг друга — и такая конкуренция поддерживалась руководством страны. Соответственно, и в импорте СПГ участвовали и участвуют все три нефтегазовых гиганта.
Сейчас же интересно, что к активности в секторе СПГ присоединяются и небольшие (относительно гигантов отрасли) компании, часто это региональные дистрибьюторы энергоресурсов.
Разговор с Россией на условиях Москвы: Европа не хочет жертвовать собой
Помимо упомянутых выше, уже работают на рынке СПГ или заключают долгосрочные контракты на поставку топлива компании Foran, China gas, Sinochem, Guangzhou Development, Shenzhen Gas и другие. Список внушительный. Почему так происходит? Для импорта СПГ важен доступ к терминалам по приему СПГ, объектам достаточно капиталоемким. И тут работают два фактора.
Во-первых, некоторые газовые компании уже стали достаточно крупными, чтобы самостоятельно (или в партнерстве) строить собственные терминалы СПГ. Во-вторых, в рамках либерализации рынка небольшие компании получили доступ и к регазификационным терминалам других компаний, в первую очередь "большой тройки".
Описанный сюжет скорее имеет большее значение для будущего, чем для настоящего. Но и сейчас он внес свой вклад в рост спроса на СПГ в КНР, наряду с другими факторами — уже традиционной экологической повесткой и дефицитом угля на фоне слишком резкого сокращения добычи этого топлива.
В результате, по предварительным данным, импорт СПГ в Китае за год увеличился почти на 18 процентов (!) по сравнению с шестью процентами среднемирового роста этого рынка. А КНР по итогам прошедшего года уже обогнала Японию по объемам закупок СПГ, превратившись в мирового лидера по импорту этого топлива.
Европа не может решить, как наказать Россию
В свою очередь, такое резкое увеличение спроса со стороны Китая на фоне ограниченного глобального предложения, связанного с проблемами на некоторых старых производствах СПГ, стало одной из причин сильного роста мировых цен на газ.
Но намного важнее — будущее. Тут два аспекта — краткосрочный и среднесрочный. На следующий год Международное энергетическое агентство предсказывает рост спроса на СПГ в 4 процента. Кстати, примерно такой же и долгосрочный темп роста спроса ожидают консервативные прогнозы. Со стороны же предложения за краткосрочный баланс на рынке "отвечают" действующие и строящиеся заводы СПГ, за среднесрочный — проектируемые. Ведь без дополнительного предложения не будет и роста спроса.
А некоторые трудности прошлого года переходят и в год новый.
Завод СПГ в Норвегии после пожара осенью 2020 года по планам должен был быть перезапущен через год, в октябре 2021 года. По факту же после двух пересмотров плана на днях была назначена новая дата запуска — май 2022 года, но нет гарантий, что это последний перенос сроков.
Новых заводов СПГ в текущем году будет запущено немного. В основном это достраивающиеся американские производства СПГ, в результате чего уже по итогам всего 2022 года США станут крупнейшем в мире производителем СПГ, обогнав Катар и Австралию.
Но недавняя "хайповая" новость — экспорт газа из США может вырасти вдвое в 2023 году по сравнению с 2020 годом — лишь частично объясняется вводом новых мощностей по сжижению.
Россия организовала Украине хлебный голодомор
Вторая причина кажущегося резкого роста производства — низкая база 2020 года. Ведь тогда многие уже построенные заводы СПГ в Соединенных Штатах простаивали, так как низкие цены на мировом рынке не позволяли окупить производство американского СПГ.
Мы неспроста уделяем внимание предложению на рынке, так как новый СПГ — это один из немногих источников дополнительного предложения и на газовом рынке в целом. И раз его будет немного, то это означает, что напряженность сохранится, правда, при прочих равных условиях.
Последнее замечание существенно, так как, к примеру, увеличение поставок со стороны России эту напряженность сразу же ослабит. Последние данные от начала февраля говорят о том, что "Газпром" потихоньку наращивает поставки от рекордных минимумов: он вновь бронирует пока небольшие объемы прокачки по "Ямалу — Европе" и увеличил в два раза транзит через Украину до "стандартного" объема на уровне контракта "качай-или-плати".
Что касается среднесрочных перспектив, то здесь вновь интересен Китай. Буквально в последние пару месяцев уходящего года компании страны заключали многочисленные долгосрочные контракты на поставку СПГ, всего же за год подписаны договоренности на 25 миллионов тонн в год новых поставок в будущем.
Чтобы защитить свободу слова, Европа посадила ее под замок
Это много — треть от текущего объема импорта. Любопытно, что среди этих контрактов немало договоренностей и с проектируемыми американскими заводами СПГ. Тем не менее пока это не помогло американским проектам принять окончательные инвестрешения и начать строительство.
Строительство второй волны американских заводов СПГ постепенно подходит к завершению, а давно всеми ожидаемая третья волна пока так и не началась.
И самое интересное — цены. Как все мы знаем, цены на газ сейчас на высоком уровне в районе тысячу долларов за тысячу кубометров, а танкеры буквально мечутся между европейским и азиатским рынком, реагируя на небольшие изменения ценовой конъюнктуры. Общим местом считается, что газ в Азии обычно дороже, чем в Европе, хотя, повторимся, именно сейчас это не так.
Иначе сложно переманить газовозы в ЕС, чтобы компенсировать дефицит и низкий уровень поставок со стороны "Газпрома" в январе. В результате импорт СПГ в Европу в конце января обновил рекорды, хотя полностью дефицит он не компенсирует. Поэтому среди прочих механизмов компенсаций — падение спроса со стороны промышленности, отбор из хранилищ, да и с погодой в среднем скорее везет.
Участник протестов против ковидных ограничений во Франции - Sputnik Таджикистан, 1920, 23.01.2022
Европа мстит России, расплачиваясь жизнями своих граждан
Так или иначе, на деле все эти рассуждения связаны именно с биржевыми ценами. При этом Европа именно по таким ценам действительно получает большую часть своего газа.
Напротив, в Азии по-прежнему распространена нефтяная привязка, а по высоким ценам регион импортирует только дополнительный, "спотовый" СПГ, долю которого можно приблизительно оценить в четверть всего рынка. Поэтому даже при нефти по 80 долларов за баррель Азия по-прежнему платит за основную часть своего СПГ раза в два-три меньше, чем спотовая цена.
Но главное — каковы же договоренности по новым контрактам? По попавшим в прессу сведениям, у новых контрактов с Катаром на поставку СПГ в Китай вновь ценовая нефтяная привязка.
В свою очередь, цены в договорах на поставку СПГ из США будут зависеть от внутренних американских цен на газ, здесь есть неопределенности, но резкий рост маловероятен.
Ценовая привязка в долгосрочных контрактах к биржевым ценам на газ постепенно набирала популярность, но в результате высокая волатильность цен "спота" за последние два года охладила энтузиазм участников рынка: как продавцов, так и азиатских покупателей.
Правда, Евросоюз, который активней других внедрял биржевые цены на газ и больше всего сейчас страдает от высоких цен, пока не демонстрирует желания вернуться к более сбалансированным механизмам ценообразования в долгосрочных контрактах.
Лента новостей
0