На пути от хлопка к IT, или Как меняется российско-таджикская торговля

© Sputnik / Алексей Мальгавко / Перейти в фотобанкУборка пшеницы, архивное фото
Уборка пшеницы, архивное фото - Sputnik Таджикистан, 1920, 02.09.2022
Подписаться
Эксклюзив
Вместо ожидаемого кризиса товарооборот двух стран показывает внезапный рост в 42% за семь месяцев. И это не предел, считают в Торгпредстве
ДУШАНБЕ, 2 сен — Sputnik. За последние полгода российский бизнес научился работать в условиях новой реальности, искать новые рынки сбыта, новые торговые пути, новых партнеров. И внезапно для предпринимателей, одним из самых перспективных направлений оказалась Центральная Азия и, конкретно, Таджикистан.
С начала года в стране начали работу десятки российских компаний, которые не только предоставляют множество рабочих мест, но и возможность неплохо заработать для своих таджикских партнеров.
Причем речь идет не только о привычном легпроме и экспорте фруктов, но даже об IT и финтехе.
О том, как изменилось торгово-экономическое сотрудничество двух стран и чем оно будет полезно рядовому потребителю, Sputnik Таджикистан рассказал торговый представитель России в республике Евгений Кореньков.
Сколько российских компаний начало работу в Таджикистане с начала 2022-го?
У нас не было планов по конкретному количеству вывода компаний на рынок. Но если говорить о конкретных цифрах, то в прошлом году в стране работало чуть меньше 300 компаний, а сегодня их насчитывается более 330.
То есть прирост составил порядка 10% предприятий с российским участием. Всего в год у нас стабильно насчитывается более 600 обращений по содействию от российского бизнеса.
Как правило, предприниматели почти ничего не знают про Таджикистан, и чтобы они были готовы к принятию решений, мы даем информацию по рынку - начиная от аналитики по товарным группам и заканчивая данными по таможне и налогообложению.
Помимо этого, мы обеспечиваем личное взаимодействие: либо даем контакты представителей местных компаний, с которыми предстоит работать, либо контакты визави из госструктур, если речь идет, например, о фармацевтике.
Если брать конкретные бренды, чье появление оказалась заметнее всего для рядового потребителя?
К примеру, транспортная компания "Грузовичкоф" или "Мираторг", у которого очень большая линейка товаров – не только пищевые полуфабрикаты, но и корма для животных, продукция для сельского хозяйства. Медицинская компания "Гемотест" открыла собственные лаборатории в Таджикистане.
Есть некоторые компании типа производителя вафель "Акульчев", который раньше работал в Таджикистане через дистрибьютера, но мы помогли ему получить прямой контракт с крупнейшей сетью "Ашан". Активно заходит ресторанный бизнес – холдинг "Тигрус" открыл здесь рестораны Osteria Mario и "Швили".
Стратегическая десятка: рейтинг самых экспортируемых промтоваров Таджикистана
И как раз без нашей информации принять решение о выходе на рынок было бы невозможно. Просто потому, что по многим нюансам бизнеса в Таджикистане открытой информации нигде нет. А у нас - полная компетенция по этому вопросу.
Новая экономическая реальность, к которой еще не все привыкли, колебания валют и топливный кризис – все это как-то отразилось на торговых отношениях России и Таджикистана?
За 25 лет стажа - это третий крупный экономический кризис на моей памяти. И ни в одном из двух других такого масштабного изменения логистики не было.
Мы переживали, что нас ждут огромные проблемы в этом году из-за сбоя всей мировой структуры логистических цепочек и поставок. И если брать западный сектор – Европа и США – то всё так и оказалось.
Но если смотреть на Россию и Таджикистан, то здесь прямо-таки образцовая стабильность. На самом деле никаких грандиозных потрясений не произошло - у нас оказались на удивление устойчивые логистические цепочки.
Если говорить о конкретных переменах, то здесь можно отметить изменение структуры потребления и поставок. Например, раньше таджикские компании отправляли в Россию очень много хлопка-сырца.
Но за последние полгода эти предприятия стали получать дополнительные инвестиции и стали больше их перерабатывать в уже готовый товар, делать из хлопка пряжу или даже непосредственно ткани. И на то, и на другое есть большой спрос со стороны российской текстильной отрасли.
Причем это выгодно обеим сторонам. Таджикистан поставляет уже готовый продукт с добавочной стоимостью – и зарабатывает на этом намного больше, увеличивая экспорт в денежном отношении.
Таджикистан вошел в топ-3 главных поставщиков хлопка в Россию
И для российских бизнесменов это тоже прибыльная история – им дешевле получать готовый товар напрямую, чем перерабатывать самим в стране.
Вот и получается, что в денежном отношении за январь-июнь у нас рост товарооборота, на секундочку, – 42%. Мы уже преодолели планку в 900 млн, а еще 4 месяца впереди.
А за счет чего этого удалось достичь? Как вообще российский бизнес смог так быстро переориентировать торговлю, заказы, поставки после закрытия западных рынков?
Что касается ухода из России каких-то отдельных брендов, то вот вам наглядный пример. Представьте, из России ушел "Декатлон", но остался "Спортмастер" – две огромные компании в одном сегменте продажи спорттоваров.
А в Согде была фабрика, которая производила спортивную одежду почти исключительно для "Декатлона". И вот он уходит, и с кем теперь у фабрики контракт. Все верно – со "Спортмастером".
То есть надо понимать, что российский рынок – он просто огромный и способен вместить почти все, что может предложить Таджикистан. Если брать легкую промышленность, то наша страна дает колоссальную загрузку местным цехам. У некоторых фабрик носочно-чулочной продукции 80% поставок – только в Россию.
То есть у нас получается в этом смысле синергия и между странами появляется дополнительная возможность развития. Для таджикских бизнесменов дополнительный шанс найти рынки сбыта, а у России – новые площадки.
Скажу честно, я такой галопирующий рост в отрасли, как сейчас, наблюдал единственный раз – в 2000-х. И это на фоне двух кризисных лет подряд: сперва пандемия, потом международная обстановка.
Это касается только текстиля или еще и традиционной для Таджикистана отрасли – экспорта сельхозпродукции?
Это самая любопытная группа. Здесь Таджикистан всего за год буквально вышел в лидеры среди стран-поставщиков продукции на российские прилавки. Раньше фрукты и овощи шли через Узбекистан, Кыргызстан, Казахстан, которые выступали в качестве перекупщиков, продавая фрукты и овощи под своей маркой.
Лимон-хамелеон и абрикос-невидимка: почему таджикские фрукты меняют флаг в РФ
А вот сейчас на полках магазинов все чаще можно видеть именно таджикский лук, лимоны или виноград, все 4-5 сортов, которые здесь произрастают. Спрос в Таджикистане огромный, причем и от "Магнита", и от "X5 Group" (ред. магазины "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель"), то есть от крупнейших игроков ритэйла, общероссийских лидеров по объемам выручки.
И Торгпредство, со своей стороны, обеспечивает налаживание коммуникаций между российскими и таджикскими компаниями для установления долгосрочных отношений.
И как же удалось решить эту проблему? Насколько помню, отсутствие национального бренда было одной из главных жалоб местных аграриев, вынужденных поставлять свои фрукты под маркой узбекских или казахских.
Кардинальные изменения произошли во время пандемии. До этого был банальный перекуп, после которого сельхозпродукция поставлялась через страны ЕАЭС без каких-либо таможенных ограничений.
А во время закрытия границ из-за коронавируса между Россией и Таджикистаном начал действовать "зеленый коридор", где товар шел через все границы по упрощенной схеме досмотра именно по категории фрэш, то есть скоропортящихся. И в конце 2020-го фрукты и овощи из Таджикистана впервые появились в России под собственным национальным брэндом в большом объеме.
По прошествии двух лет возвращаться к старой схеме, разумеется, уже никому не интересно – ни покупателям, ни поставщикам. Тем более что значительная часть европейского рынка просто отпала и со стороны ритейла есть огромный спрос.
Нам, в свою очередь, необходимо было его обеспечить - найти контрагентов, наладить коммуникацию с людьми, которые готовы были брать на себя проблему оформления, сортировки, отгрузки, контроля.
Насколько понимаю, интерес российских компаний к Таджикистану не ограничивается текстилем и сельхозпродукцией. Как известно, сейчас между странами активно развивается бизнес-сотрудничество в сфере IT и финтеха?
Взаимодействие с IT-сектором действительно очень актуальная тема. Причем в Таджикистане она возникает в разных ипостасях. Например, электронное правительство – это в хорошем смысле клон наших российских МФЦ.
Именно российская компания выиграла грант на оцифровку всевозможных актов и государственных документов.
Цифровизация особенно заметна в Душанбе – сейчас между странами подписано инвестсоглашение почти на 60 млн долларов по установке дорожных камер по всему городу для контроля движения.
Сколько Таджикистану принес "налог на Google"?
Не только на скорость, как сейчас, но и на стоп-линию, и на разметку. В плане цифровизации очень тесно работают налоговые и таможенные службы, то есть цифровизация в госсекторе внедряется именно на основе российского ПО и российскими же специалистами.
Конечно, есть огромный спрос со стороны населения на сервисные услуги - агрегаторы такси, эффективные курьерские службы.
То есть все то, что есть в России и в значительной степени развито в Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане, но чего не хватает обычным гражданам в Таджикистане.
Можете ли вы дать прогноз по динамике товарооборота Таджикистана с Россией на будущий год?
Каждый раз делая такие прогнозы, мы, как в русской пословице - дуем на воду. Когда началась пандемия, мы ждали падения товарооборота, а он вырос на 43%.
В этом году мы также думали, что будет кризис логистики и поставок, а схема оказалась максимально устойчива. Как я упоминал, сейчас рост уже составляет 42%, а у нас еще 4 месяца впереди. И ничего не говорит о том, что следующий год будет хуже нынешнего. По крайней мере, мы тоже его видим более-менее в границах этого роста.
Надо отметить, что в плане интенсивного товарооборота нам на пятки наступают Казахстан и Китай. И если Китай, конечно, демонстрирует рост импорта в горнодобывающем секторе, то Казахстан наращивает товарооборот именно за счет сбыта плодоовощной продукции.
То есть товар отсюда приходит оптовыми партиями в Казахстан, где проходит переработку, и отправляется в Россию именно как казахстанский продукт.
Мы это понимаем и пытаемся предложить возможность переработки российским компаниям, чтобы и в будущем году обеспечить новые возможности и для российского бизнеса, и для таджикских предпринимателей.
Лента новостей
0