Последняя живопись согдийцев: что скрывают фрески из дворца Санджар-Шах
© Национальный музей древностей ТаджикистанаПенджикентская живопись (VI-VII вв. н. э.)
© Национальный музей древностей Таджикистана
Подписаться
Эксклюзив
Археологи обнаружили близ Пенджикента фрагменты удивительных картин, которые помогут узнать чуть больше о культуре и традициях древних жителей Таджикистана
ДУШАНБЕ, 20 окт — Sputnik. Ежегодно, начиная с 2008 года, таджикские исследователи из Институтом истории, археологии и этнографии им. Ахмада Дониша проводят раскопки на территории в окрестностях Пенджикента - региона, богатого редкими и ценными археологическими памятниками.
Несколько дней назад исследователи отчитались об итогах полевых работ 2022 года, в ходе которых на городище Санджар-Шах была обнаружена удивительная и весьма красивая находка - 14 фрагментов настенной живописи.
Работами руководил кандидат исторических наук, Шарофиддин Курбанов- один из опытнейших ученых Таджикистана, уже несколько лет занимающийся исследованиями Древнего Пенджикента, и профессор Михаил Шенкарь из Еврейского Университета в Иерусалиме.
"С 7 по 28 сентября мы приступили к исследованию огромного зала в юго-западной части дворцового комплекса. Изначально, зал был богато украшен настенными росписями, фрагменты которых были обнаружены в завале - всего около 14 фрагментов на голубом и черном фоне", - пояснил один из участников раскопок, сотрудник Национального музея древностей Таджикистана Абдурахмон Пулотов.
Сохранить яркость красок и четкость рисунка удалось благодаря кропотливой работе Марии Жервэ художницы-реставратора из Эрмитажа в Санкт-Петербурге и Манучехра Рахмонова, реставратора Национального музея.
© Шарофиддина КурбоноваРаскопки на городище Санджар-Шах в Таджикистане
Раскопки на городище Санджар-Шах в Таджикистане
© Шарофиддина Курбонова
И хотя прекрасную настенную живопись, найденную в Пенджикенте, обычно называют фресками, этот термин, по словам реставраторов, не совсем корректен - техника фресок подразумевает нанесение красок на влажную поверхность.
Тогда как на большинстве обнаруженных археологических объектов близ Пенджикента рисунок наносился на сухую оштукатуренную стену.
Исследования, ведущиеся в последние годы на городище Санджар-Шах выявили свидетельства масштабного строительства и возведения монументального дворца в 740-х годах. По словам Шенкаря, подобная деятельность, вероятно, была результатом политики последнего омейядского наместника Хорасана, Насра ибн Сайяра правившего с 738-748 г.
Хотя этот арабский генерал и был напрямую зависим от халифа, но в отличие от своих предшественников-иноземцев, ибн Сайяр благодаря разумным налоговым реформам, относительно веротерпимой политике и снижению социального недовольства, прославился среди местного населения как мудрый государственный деятель.
© Шарофиддина КурбоноваРаскопки на городище Санджар-Шах в Таджикистане
Раскопки на городище Санджар-Шах в Таджикистане
© Шарофиддина Курбонова
Именно он разрешил десяткам тысяч согдийцев наконец-то вернуться на родину после знаменитого восстания 722 года.
И жители, спустя десятилетия вновь начавшие трудится на родной земле, также вернулись к привычным ремеслам и искусствам, в том числе - к настенной росписи, часто запрещаемой арабскими наместниками по религиозным причинам.
Так, на сохранившихся фрагментах Санджар-Шаха можно различить сложный и вычурный растительный фриз, декоративный орнамент, распустившийся голубой цветок, и яркую композицию с фигурами в жреческих одеждах и курильницей.
Кроме того, археологами удалось установить, что северная стена над выступом суфы - специальной лежанки у стены - была украшена крупным изображением божества, нарисованного по всем канонам древнеперсидской живописи доисламского периода.
И возможно, являются одним из последних примеров такого декоративного искусства в Центральной Азии.
"В следующем сезоне мы намерены продолжить исследования дворцового комплекса для определения точных размеров "тронного зала" и надеемся, что это принесет нам новые открытия удивительных памятников согдийского искусства", - добавил Абдурахмон Пулотов.
© Шарофиддина КурбоноваРаскопки на городище Санджар-Шах в Таджикистане
Раскопки на городище Санджар-Шах в Таджикистане
© Шарофиддина Курбонова
Возможно, в скором времени широкая публике представят удивительной красоты образцы средневековой живописи, которые радуют взгляд посетителей петербургского Эрмитажа и душанбинского Национального музея древностей.
А городище Санджар-шах, лишь немного уступающее по размерам Древнему Пенджикенту, окажется не менее значимым и в плане находок. И мы узнаем ещё чуть больше о жизни и культуре согдийского народа.
Само городище было обнаружено ещё в 1947 году, отрядом археологов и востоковедов под руководством известного ираниста Ольги Смирновой. Археологический памятник представляет собой цитадель площадью около четырех гектаров, окружённую стенами, с башнями по углам.
Новый этап раскопок начался спустя более 60 лет после открытия, в 2008 году совместными силами российско-таджикской экспедиции с исследования главного укрепления в северо-западной части городища, построенного из сырцового кирпича.
© Шарофиддина КурбоноваРаскопки на городище Санджар-Шах в Таджикистане
Раскопки на городище Санджар-Шах в Таджикистане
© Шарофиддина Курбонова
Основная масса находок первоначального периода исследования (керамика, стекло, изделия из металла) относится к эпохе до арабского завоевания (V-VII вв. н. э.).
Среди главных - три фрагмента арабской рукописи на пергаменте, сходных по палеографии со старейшим арабским документом из Средней Азии, найденным экспедицией профессора Фреймана на горе Муг в 1933 году.
Других арабских документов этого времени в Центральной Азии нет.