https://tj.sputniknews.ru/20230926/stsena-nevy-pamir-teatr-zritelya-1059597832.html
Сцена от Невы до Памира: чем удивит российский театр таджикского зрителя
Сцена от Невы до Памира: чем удивит российский театр таджикского зрителя
Sputnik Таджикистан
Директор петербургской оперы рассказал, что нового готовит один из лучших театров Северной столицы и как будут сотрудничать артисты России и Таджикистана
2023-09-26T17:26+0500
2023-09-26T17:26+0500
2023-09-26T18:33+0500
таджикистан
новости душанбе
культура
театр
общество
центральная азия
россия
санкт-петербург
https://cdnn1.img.sputnik.tj/img/07e7/09/1a/1059613186_0:94:1050:684_1920x0_80_0_0_9d2c3ca7da2d613692d620d8fc743c3f.jpg
Новый театральный сезон в Душанбе открылся грандиозным гала-концертом с участием артистов "Санктъ-Петербургъ оперы" - одного из ведущих камерных театров России.Концертная программа, сочетающая лучшие произведения русской, таджикской, итальянской и французской классики, была тепло встречена зрителями и завершилась бурными овациями.Но одной постановкой дело не ограничилось - гости из Петербурга и руководитель Театра балета и оперы им. Айни подписали меморандум о сотрудничестве, договорившись об обмене опытом и совместных постановках на сценах Таджикистана и России.О культурном обмене двух театров, таджикском гостеприимстве, необычных постановках и даже о романтической истории Ивана Грозного корреспонденту Sputnik Таджикистан рассказал директор "Санктъ-Петербургъ Оперы" Евгений Малыгин.- Как родилась идея организовать концерт в Таджикистане?- На самом деле мы довольно длительное время посвятили странам СНГ. Первый наш визит был в Азербайджан - туда мы съездили дважды, сначала на концерт в "Русском доме", а потом в Театре оперы и балета в Баку. После этого было два визита в Астану, а затем - в Узбекистан. То есть у нас такой восточный гастрольный тур получился.И вот, по-моему, в сентябре состоялся небольшой форум в России, на котором как раз были директоры театров из стран Содружества. Получился дружный камерный формат, но при этом мы поработали довольно плодотворно, я, например, познакомился с директором Театра оперы и балета им. Айни Камолиддином Шарофиддиновичем и обсудил с ним, что можно сделать для совместной постановки на сцене Душанбе.Получилось у нас довольно оперативно - подготовка заняла буквально две с половиной недели, после чего и отправились в поездку.- Но если с другими странами региона вы знакомы, то Душанбе вы посещаете впервые. И как впечатления от столицы?- Прекрасный город, красивый проспект Рудаки, необычный горный ландшафт, особенно после равнинного и холодного Петербурга. И очень приятная архитектура - как историческая, так и новая.Отдельно стоит сказать про театр - он в замечательном состоянии, очень хорошая сцена и оркестровая яма, отличная акустика. Зал 500 мест - для нас это почти идеальные условия, ни больше ни меньше.Я посетил много залов, не у всех она в таком состоянии. Здесь чувствуется хозяйственная рука, что за театром от фойе до сцены следят, им дорожат. А это довольно сложно и стоит больших усилий - поддерживать его в таком состоянии, чтобы театр выглядел как новый каждый сезон.Оперные театры Петербурга и Душанбе расширяют сотрудничествоДа и само по себе здание такое, что архитекторам можно ставить памятник - все прекрасно выверено. Я был в национальном театре Алматы после большого ремонта, и тогда мне казалось "все, это венец творения".Но здесь, в Душанбе, я тоже был приятно удивлен качеством декораций, качеством реставрации. Грамотная реставрация, это не просто пришел, подкрасил, побелил - и все. Это кропотливая и трудоемкая работа.Конечно, хотелось бы отметить не только город, но и то, насколько здесь гостеприимные и дружелюбные люди. Знаете, в некоторых странах ближнего зарубежья ощущается своеобразная пауза в 30 лет после распада СССР.И когда ты впервые приезжаешь, то думаешь - как там сейчас обстановка? А здесь словно к родственникам приехал, настолько тепло встретили.Но что еще для нас особенно важно в Таджикистане - во время таких поездок неизбежно происходит культурный обмен, когда в личном восприятии, в творчестве неизбежно открываешь что-то новое. И если говорить о театре и опере, то такой обмен как раз позволяет интенсивно развиваться именно в проектной деятельности и сотрудничестве.- И как в данном случае складывалось сотрудничество "Санктъ-Петербургъ Оперы" и душанбинского Театра им. Айни?- Надо отметить, что Камолиддин Шарофиддинович довольно бойкий человек и очень-очень сильно посвящает себя развитию театра. У него большой интерес к музыке, к творческому процессу - он старается вникнуть в работу и режиссера, и дирижера, и музыкантов.Я знаю, что директор приглашает очень много вокалистов из разных стран, постоянно обновляет оркестр. Это на самом деле приятно, поскольку таким и должен быть хороший театр - искать новые творческие формы, развиваться, а не оставаться чем-то статичным.И вот мы, обсуждая творческие планы наших коллективов, договорились подписать меморандум. В принципе, этот документ нас ни к чему не обязывает, но поскольку есть хороший личный творческий контакт и взаимопонимание, то и работается совершенно иначе.Одно дело, когда с человеком протокольно встретились и поговорили и совсем другое - когда директор театра предлагает проекты, которые интересны и мне, и нашему художественному руководителю. Такая энергичность и единодушие всегда радуют.Что же касается конкретной программы, то мы пообщались с режиссером, обсудили, что может представить российская сторона, а что - таджикская. И все прошло довольно скоро - все-таки это язык музыки, и если два человека друг друга хорошо понимают, то и идеи рождаются быстрее.- Кстати, об идеях - как будет развиваться сотрудничество двух коллективов, душанбинского и петербургского? Что может предложить российская сторона таджикским коллегам?- Если мы говорим об оперном составе, то надо отдать должное - уровень здесь довольно серьезный. Сильные солисты, оркестр схватывает быстро, так что перспективы совместной работы очень большие.Наш художественный руководитель Юрий Александров - это мэтр с мировым именем, и я думаю, что он поставит отдельную оперу здесь, в Душанбе. Сейчас как раз идет обсуждение одной из партитур, но пусть ее содержание пока останется секретом.Мы также готовы оказать поддержку и в режиссерском направлении, и в сценическом, и в вопросах подготовки востребованных технических специальностей - например, художник по свету.Такой обмен мнениями, обмен опытом всегда позволяют находить что-то новое. Тем более Петербург сейчас - культурная столица СНГ, это только увеличивает связи и возможности для сотрудничества.Причем в очень необычном формате. Так, Камолиддин Шарофиддинович рассказывал о возможности использовать амфитеатр в Гиссарской крепости как концертную площадку.Что касается других совместных начинаний, то у коллег в московском театре "Геликон" существует такой проект "Нано-опера". Раз в два года собираются режиссеры из нескольких стран и показывают небольшие по составу оперы. Как раз там режиссер таджикского театра Сухроб Усмонов и продемонстрировал свои достижения в области культуры, надо сказать, очень интересные наработки.- После выступления в Душанбе, какие у "Санктъ-Петербургъ Оперы" дальнейшие концертные планы в Центральной Азии и в других регионах?- Думаю, что мы организуем ответный визит в Санкт-Петербург артистов Театра им. Айни. Еще предстоит решить, будет ли это совместный гала-концерт, как в Душанбе, или же мы полностью отдадим сцену исключительно для солистов таджикского театра. Сейчас у нас уже есть предварительные идеи, потому что когда люди встречаются и понимают, что им интересно друг с другом, то и работать в новом направлении становится интересно.Интересные перспективы у нас с Узбекистаном. Недавно мы также подписали меморандум между узбекской стороной и нашим театром. И в 2024 году хотели бы сделать тур - начать с Ташкента, заехать в Самарканд и оказаться в Бухаре.Причем программа будет включать не только постановки, но и мастер-классы для желающих совершенствоваться из числа студентов консерватории.Что касается постановок, то последняя наша работа - это возрожденная партитура Жоржа Бизе "Иван Грозный". Там нет никакой политики, либретто написано в стиле романтической сказки.Возможно, потому ее долго и не ставили - все привыкли, что 14 композиторов, в свое время работавших с личностью Грозного, писали про него как про деспота и жестокого человека. А Бизе был романтиком и вот - написал про любовь.Международный гала-концерт дал старт театральному сезону в Душанбе - видеоНа самом деле, материал уникальный. Во-первых, француз пишет о России, да еще и романтическую оперу, да еще и о такой неоднозначной фигуре. Музыка там потрясающая. А во-вторых, сама по себе история этого произведения удивительная, почти детективная.Дело в том, что после неудач с публикой Бизе порвал партитуру, а его жена достала обрывки и бережно убрала в папочку. И вот уже после смерти записи достали, восстановили пятый акт, который был утрачен, и вот, мы первые в мире ставим эту оперу целиком.Так что нам есть чем порадовать зрителей и в России, и за рубежом.
центральная азия
санкт-петербург
Sputnik Таджикистан
info@sputnik.tj
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2023
Sputnik Таджикистан
info@sputnik.tj
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_TJ
Sputnik Таджикистан
info@sputnik.tj
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik.tj/img/07e7/09/1a/1059613186_0:0:1050:787_1920x0_80_0_0_94ec9ddba13ff7e4d2a18ab0f0747fe4.jpgSputnik Таджикистан
info@sputnik.tj
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
таджикистан театр санкт-петербург
таджикистан театр санкт-петербург
Сцена от Невы до Памира: чем удивит российский театр таджикского зрителя
17:26 26.09.2023 (обновлено: 18:33 26.09.2023) Эксклюзив
Директор петербургской оперы рассказал, что нового готовит один из лучших театров Северной столицы и как будут сотрудничать артисты России и Таджикистана
Новый театральный сезон в Душанбе открылся грандиозным гала-концертом с участием артистов "Санктъ-Петербургъ оперы" - одного из ведущих камерных театров России.
Концертная программа, сочетающая лучшие произведения русской, таджикской, итальянской и французской классики, была тепло встречена зрителями и завершилась бурными овациями.
Но одной постановкой дело не ограничилось - гости из Петербурга и руководитель Театра балета и оперы им. Айни подписали меморандум о сотрудничестве, договорившись об обмене опытом и совместных постановках на сценах Таджикистана и России.
О культурном обмене двух театров, таджикском гостеприимстве, необычных постановках и даже о романтической истории Ивана Грозного корреспонденту Sputnik Таджикистан рассказал директор "Санктъ-Петербургъ Оперы" Евгений Малыгин.
- Как родилась идея организовать концерт в Таджикистане?
- На самом деле мы довольно длительное время посвятили странам СНГ. Первый наш визит был в Азербайджан - туда мы съездили дважды, сначала на концерт в "Русском доме", а потом в Театре оперы и балета в Баку. После этого было два визита в Астану, а затем - в Узбекистан. То есть у нас такой восточный гастрольный тур получился.
И вот, по-моему, в сентябре состоялся небольшой форум в России, на котором как раз были директоры театров из стран Содружества. Получился дружный камерный формат, но при этом мы поработали довольно плодотворно, я, например, познакомился с директором Театра оперы и балета им. Айни Камолиддином Шарофиддиновичем и обсудил с ним, что можно сделать для совместной постановки на сцене Душанбе.
Получилось у нас довольно оперативно - подготовка заняла буквально две с половиной недели, после чего и отправились в поездку.
- Но если с другими странами региона вы знакомы, то Душанбе вы посещаете впервые. И как впечатления от столицы?
- Прекрасный город, красивый проспект Рудаки, необычный горный ландшафт, особенно после равнинного и холодного Петербурга. И очень приятная архитектура - как историческая, так и новая.
Отдельно стоит сказать про театр - он в замечательном состоянии, очень хорошая сцена и оркестровая яма, отличная акустика. Зал 500 мест - для нас это почти идеальные условия, ни больше ни меньше.
Я посетил много залов, не у всех она в таком состоянии. Здесь чувствуется хозяйственная рука, что за театром от фойе до сцены следят, им дорожат. А это довольно сложно и стоит больших усилий - поддерживать его в таком состоянии, чтобы театр выглядел как новый каждый сезон.
Да и само по себе здание такое, что архитекторам можно ставить памятник - все прекрасно выверено. Я был в национальном театре Алматы после большого ремонта, и тогда мне казалось "все, это венец творения".
Но здесь, в Душанбе, я тоже был приятно удивлен качеством декораций, качеством реставрации. Грамотная реставрация, это не просто пришел, подкрасил, побелил - и все. Это кропотливая и трудоемкая работа.
Конечно, хотелось бы отметить не только город, но и то, насколько здесь гостеприимные и дружелюбные люди. Знаете, в некоторых странах ближнего зарубежья ощущается своеобразная пауза в 30 лет после распада СССР.
И когда ты впервые приезжаешь, то думаешь - как там сейчас обстановка? А здесь словно к родственникам приехал, настолько тепло встретили.
Но что еще для нас особенно важно в Таджикистане - во время таких поездок неизбежно происходит культурный обмен, когда в личном восприятии, в творчестве неизбежно открываешь что-то новое. И если говорить о театре и опере, то такой обмен как раз позволяет интенсивно развиваться именно в проектной деятельности и сотрудничестве.
- И как в данном случае складывалось сотрудничество "Санктъ-Петербургъ Оперы" и душанбинского Театра им. Айни?
- Надо отметить, что Камолиддин Шарофиддинович довольно бойкий человек и очень-очень сильно посвящает себя развитию театра. У него большой интерес к музыке, к творческому процессу - он старается вникнуть в работу и режиссера, и дирижера, и музыкантов.
Я знаю, что директор приглашает очень много вокалистов из разных стран, постоянно обновляет оркестр. Это на самом деле приятно, поскольку таким и должен быть хороший театр - искать новые творческие формы, развиваться, а не оставаться чем-то статичным.
И вот мы, обсуждая творческие планы наших коллективов, договорились подписать меморандум. В принципе, этот документ нас ни к чему не обязывает, но поскольку есть хороший личный творческий контакт и взаимопонимание, то и работается совершенно иначе.
Одно дело, когда с человеком протокольно встретились и поговорили и совсем другое - когда директор театра предлагает проекты, которые интересны и мне, и нашему художественному руководителю. Такая энергичность и единодушие всегда радуют.
Что же касается конкретной программы, то мы пообщались с режиссером, обсудили, что может представить российская сторона, а что - таджикская. И все прошло довольно скоро - все-таки это язык музыки, и если два человека друг друга хорошо понимают, то и идеи рождаются быстрее.
- Кстати, об идеях - как будет развиваться сотрудничество двух коллективов, душанбинского и петербургского? Что может предложить российская сторона таджикским коллегам?
- Если мы говорим об оперном составе, то надо отдать должное - уровень здесь довольно серьезный. Сильные солисты, оркестр схватывает быстро, так что перспективы совместной работы очень большие.
Наш художественный руководитель Юрий Александров - это мэтр с мировым именем, и я думаю, что он поставит отдельную оперу здесь, в Душанбе. Сейчас как раз идет обсуждение одной из партитур, но пусть ее содержание пока останется секретом.
Мы также готовы оказать поддержку и в режиссерском направлении, и в сценическом, и в вопросах подготовки востребованных технических специальностей - например, художник по свету.
Такой обмен мнениями, обмен опытом всегда позволяют находить что-то новое. Тем более Петербург сейчас - культурная столица СНГ, это только увеличивает связи и возможности для сотрудничества.
Причем в очень необычном формате. Так, Камолиддин Шарофиддинович рассказывал о возможности использовать амфитеатр в Гиссарской крепости как концертную площадку.
Что касается других совместных начинаний, то у коллег в московском театре "Геликон" существует такой проект "Нано-опера". Раз в два года собираются режиссеры из нескольких стран и показывают небольшие по составу оперы. Как раз там режиссер таджикского театра Сухроб Усмонов и продемонстрировал свои достижения в области культуры, надо сказать, очень интересные наработки.
- После выступления в Душанбе, какие у "Санктъ-Петербургъ Оперы" дальнейшие концертные планы в Центральной Азии и в других регионах?
- Думаю, что мы организуем ответный визит в Санкт-Петербург артистов Театра им. Айни. Еще предстоит решить, будет ли это совместный гала-концерт, как в Душанбе, или же мы полностью отдадим сцену исключительно для солистов таджикского театра. Сейчас у нас уже есть предварительные идеи, потому что когда люди встречаются и понимают, что им интересно друг с другом, то и работать в новом направлении становится интересно.
Интересные перспективы у нас с Узбекистаном. Недавно мы также подписали меморандум между узбекской стороной и нашим театром. И в 2024 году хотели бы сделать тур - начать с Ташкента, заехать в Самарканд и оказаться в Бухаре.
Причем программа будет включать не только постановки, но и мастер-классы для желающих совершенствоваться из числа студентов консерватории.
Что касается постановок, то последняя наша работа - это возрожденная партитура Жоржа Бизе "Иван Грозный". Там нет никакой политики, либретто написано в стиле романтической сказки.
Возможно, потому ее долго и не ставили - все привыкли, что 14 композиторов, в свое время работавших с личностью Грозного, писали про него как про деспота и жестокого человека. А Бизе был романтиком и вот - написал про любовь.
На самом деле, материал уникальный. Во-первых, француз пишет о России, да еще и романтическую оперу, да еще и о такой неоднозначной фигуре. Музыка там потрясающая. А во-вторых, сама по себе история этого произведения удивительная, почти детективная.
Дело в том, что после неудач с публикой Бизе порвал партитуру, а его жена достала обрывки и бережно убрала в папочку. И вот уже после смерти записи достали, восстановили пятый акт, который был утрачен, и вот, мы первые в мире ставим эту оперу целиком.
Так что нам есть чем порадовать зрителей и в России, и за рубежом.