"Стоп-террор": интервью с таджикским режиссером спектакля о теракте в "Крокусе"

© SputnikСцена из спектакля "Стоп-террор"
Сцена из спектакля Стоп-террор - Sputnik Таджикистан, 1920, 26.10.2024
Подписаться
Эксклюзив
Постановка должна стать средством культурной профилактики и предупреждения экстремистских идей среди молодежи, считает режиссер Сухроб Шехов
ДУШАНБЕ, 26 окт — Sputnik. Новый сезон Театра музыкальной комедии им. Камоли Худжанди в этом году открылся спектаклем совсем не комедийным и затронувшим очень острую и болезненную тему терроризма, а конкретно - страшный теракт в "Крокус сити холле" в Москве.
В центре сюжета постановки "Стоп-террор" история мужчины, завербованного для совершения тяжкого преступления. Главный герой теряет не только контроль над своими действиями, но и самое дорогое, что есть в его жизни.
SputnikТаджикистан решил узнать у автора постановки и главного режиссера Сухроба Шехова, почему он выбрал настолько непростую тему, какую идею спектакль должен донести до зрителя и как помогает опыт жизни в России в создании подобной драмы.
— Когда и как возникла идея поставить такое произведение?
— Как мы все помним, после событий в "Крокус сити холле" у таджикского народа возникло немало переживаний и споров. Я понял, что сегодня тема терроризма и экстремизма - это боль общества. Даже президент Эмомали Рахмон в каждом послании призывает молодых людей быть разумными и бдительными.
© SputnikАфиша спектакля "Стоп-террор"
Афиша спектакля Стоп-террор - Sputnik Таджикистан, 1920, 26.10.2024
Афиша спектакля "Стоп-террор"
Но, к сожалению, эта тема по-прежнему актуальна. И я как человек творческий решил поставить спектакль, поскольку театр сам по себе является школой и зеркалом жизни и может оказать определенное влияние на современное общество, пусть даже и небольшое.
— Кто является автором сценария и каким образом вы собирали материал для "Стоп-террора"?
— Когда я загорелся этой идеей, то начал искать произведение, подходящее именно под данную тему.
Их было несколько, но все они не подходили, поскольку были далеки от условий жизни таджикского народа. Поэтому мы побеседовали с одним из известных и успешных драматургов Джума Куддусом, пишущим современные произведения. Я поделился с ним задуманной идей, и отрадно, что он за короткий срок - всего 15 дней - написал сценарий. Мы прочли его, внесли некоторые исправления и начали работу.
Легко ли было объяснить актерам идею во время создания этого спектакля?
— Мы пришли к выводу, что специально для спектакля "Стоп-террор" оформление сцены должно быть больше символическим, чем реальным. Это должен быть образ, способный отразить переживания героев.
© SputnikСцена из спектакля "Стоп-террор"
Сцена из спектакля Стоп-террор - Sputnik Таджикистан, 1920, 26.10.2024
Сцена из спектакля "Стоп-террор"
Мы долго думали и разработали несколько символических эскизов, решая, какой из них может лучше раскрыть образ того или иного героя. Наконец, после долгих обсуждений пришли к выводу, что нам следует придерживаться варианта дизайна, который и был показан на сцене театра.
Поскольку у терроризма нет ни национальности, ни вероисповедания, ни расовой принадлежности, мы решили для каждого участника спектакля сделать отдельную теневую ширму. На сцене было шесть ширм, мы их соединили в одну большую паутину, ведь по задумке все участники так или иначе причастны к терроризму. Актеры часто выступают за ширмой, поэтому зрители видели только их тени. Смысл в том, что кто бы ни был за ширмой - он причастен к терроризму, мы не видим этих лиц, но понимаем это по действиям.
Как проходила подготовка к премьере?
— Конечно, было непросто, не обошлось без трудностей. Потому что, когда актер вживается в роль, он берет многое из реальной жизни. Например, если это роль учителя, то мы общаемся хотя бы с несколькими педагогами и узнаем об их образе жизни, и только тогда можем правдоподобно сыграть.
© SputnikСцена из спектакля "Стоп-террор"
Сцена из спектакля Стоп-террор - Sputnik Таджикистан, 1920, 26.10.2024
Сцена из спектакля "Стоп-террор"
Представьте, насколько сложнее было с ролью "террориста" в подобном спектакле? Трудно было понять психологические особенности такого человека: манеру речи, поведения и действий, а затем воплотить это на сцене. Сам образ мы создавали после изучения различной информации, и я считаю, что актеры, которые играют в спектакле "Стоп-террор", хорошо справились с задачей.
Сталкивались ли вы с какими-либо препятствиями или сомнениями при работе с такой деликатной темой и глобальной проблемой?
— Единственным препятствием было как раз то, как именно сыграть роль "террориста". В целом иных серьезных проблем не было. Конечно, режиссеру сложнее. Я много думал о том, как сделать такой спектакль, который оказался бы близок таджикскому народу, но и был понятен зарубежному зрителю, если появится возможность показать его за пределами Таджикистана. То есть спектакль должен быть доступен для понимания людям самых разных культур.
Именно поэтому он называется "Стоп-террор", ведь смысл этих слов понятен каждому, с ним знакомы все народы мира.
Какую основную идею вы хотите донести до зрителей?
— Театр - это школа жизни. Артисты должны наглядно демонстрировать обществу существующие проблемы, насколько это возможно, изобразительными средствами показать правильный путь или уберечь от неправильного. И главная цель спектакля "Стоп-террор" в том, чтобы защитить сегодняшнюю таджикскую молодежь от заблуждений, от присоединения к каким-либо экстремистским и террористическим группировкам.
В этом главное значение постановки - чтобы молодые люди шли по правильному пути, занимались наукой и получали знания, а не вступали в запрещенные партии и движения и не жертвовали своей жизнью и близких.
Думали ли вы о том, чтобы представить "Стоп-террор" за рубежом?
— Конечно, за 7 лет, что я работал режиссером в театре, мы участвовали в семи престижных международных фестивалях и представляли свое творчество в других странах.
© Из личного архиваРежиссер Сухроб Шехов
Режиссер Сухроб Шехов - Sputnik Таджикистан, 1920, 26.10.2024
Режиссер Сухроб Шехов
И, разумеется, один из замыслов каждого спектакля, который я ставлю, в том, чтобы он был понятен таджикскому народу и понравился зрителям за пределами страны. Конечно, я надеюсь, что "Стоп-террор" приобретет популярность и будет показан в соседних дружественных государствах, чтобы мы смогли защитить других от неверного пути терроризма и экстремизма.
Вы создали этот спектакль, но еще до его выхода на сцену отправились в Россию. Помог ли вам опыт жизни в РФ лучше понять проблемы мигрантов?
— Конечно! Причин моего отъезда в Россию несколько. Но прежде всего - экономическая: именно из-за семьи я поехал в трудовую миграцию и бросил любимую работу. Однако она остается в моем сердце, и придет день, когда я снова вернусь в театр и займусь творческой деятельностью. Ну и конечно, в России я встречался с соотечественниками, поговорил и смог лучше узнать о том, как они живут в миграции, об их трудностях.
Поддерживаете ли вы сейчас контакт с руководством Театра им. Камоли Худжанди?
— Честно говоря, еще не было возможности поговорить. Он очень занят работой, а я - обустройством жизни. Но мы обязательно поговорим, как только это станет возможным.
Лента новостей
0