"Наши ребята смогли сделать это": как возрождается "Таджик эйр"?

© Foto / Пресс-служба авиакомпании Tajik AirСамолет авиакомпании "Таджик Эйр". Архивное фото
Самолет авиакомпании Таджик Эйр. Архивное фото - Sputnik Таджикистан, 1920, 30.01.2025
Подписаться
Эксклюзив
Национальная авиакомпания Таджикистана "Таджик эйр" после нескольких лет спада в деятельности снова встает на крыло
ДУШАНБЕ, 30 янв — Sputnik. Авиакомпания "Таджик эйр" смогла решить огромную проблему с долгами и может приобрести еще два самолета.
Генеральный директор "Таджик эйр" Парвиз Шодмонзода в ходе пресс-конференции с журналистами отметил, что после длительного перерыва в этом году перевозчик смог возобновить полеты из Душанбе в Хорог, Куляб и Пенджикент.

"Это стало возможным благодаря ремонту и вводу в эксплуатацию самолета Ан-28. В настоящее время ремонтируются еще два самолета Ан-28, и с их помощью будут открыты новые местные авиамаршруты", - сказал Парвиз Шодмонзода.

Он добавил, что 3 октября 2024 года были возобновлены авиарейсы по маршруту Душанбе - Хорог, 15 января текущего года - по направлению Душанбе - Куляб, а 24 января по маршруту Душанбе - Пенджикент.
"После ремонта остальных самолетов первым шагом станет возобновление полетов по маршрутам Душанбе - Лахш и Душанбе - Рашт, которые выполнялись еще в советское время", - сказал генеральный директор "Таджик эйр".
Он добавил, что на данный момент выполнено 30 рейсов, которыми перевезено 1 тыс. пассажиров.
"Цены на билеты, например, по маршруту Душанбе - Хорог, ниже, по сравнению с 2021 годом, когда выполнялись последние рейсы. Если тогда эта сумма была больше 100 долларов, то сейчас она намного меньше", - сказал Парвиз Шодмонзода.
Он признал, что выполнение местных рейсов приносит компании как убытки, так и прибыль, поскольку самолеты иногда не заполняются, но в целом полеты покрывают расходы.
"В самолете предусмотрены места для 34 пассажиров, но билеты иногда покупают до 25 человек. Похожая ситуация наблюдается на маршрутах в Куляб и Пенджикент, но сейчас наши усилия направлены не на работу ради прибыли, а на привлечение пассажиров и выстраивание системы, что является непростой задачей", - отметил гендиректор "Таджик эйр".

Успешное соглашение

Однако Шодмонзода заявил, что восстановление внутренних маршрутов является лишь частью планов авиакомпании, через полгода станет ясно, будут ли они продолжать эти полеты или нет.
При этом соглашение между “Таджик эйр” и литовской компанией Sky Road Leasing можно считать настоящим достижением, положившим конец их более чем 10-летнему спору.
В 2009 году таджикский авиаперевозчик арендовал у Sky Road Leasing два самолета Boeing 737-500, но не смог за них заплатить, и в 2014-м между двумя компаниями возник спор.
На тот момент задолженность "Таджик эйр" перед литовской компанией составляла 2,8 млн долларов. перевозчик из Литвы обратился в суды Вильнюса, Душанбе и Москвы, и все разбирательства завершились в ее пользу. К 2018 году долг "Таджик эйр" достиг 20,2 млн долларов, а к 2025 году его объем уже достиг 36,6 млн.
Самолёт Таджик Эйр, архивное фото - Sputnik Таджикистан, 1920, 29.01.2025
"Таджик эйр" планирует начать полеты еще в два города
Однако Парвиз Шодмонзода отмечает, что после соглашения стороны пришли к следующему соглашению: если компания “Таджик эйр” заплатит Sky Road Leasing всего 2 млн долларов, то она погасит долг, выкупит оба самолета, а также сможет получить свой лайнер Boeing 737-300, находящийся по решению Московского городского суда под арестом в аэропорту Внуково с 2018 года.
"Примерно неделю назад мы заплатили литовской компании 500 тыс. долларов, а оставшиеся 1,5 млн долларов выплатим в ближайшее время", - сказал он.
Гендиректор добавил, что остальные долги "Таджик эйр" не так велики, и они будут полностью погашены до конца года.
"Мы вступили в переговоры с узбекской компанией по вопросу ремонта трех самолетов Boeing, и после завершения планируем использовать их для региональных рейсов, в том числе в Узбекистан и Кыргызстан", - сказал Парвиз Шодмонзода.
Однако на вопрос о том, как "Таджик эйр" удалось сократить свой долг с 36,6 млн долларов до 2 млн, генеральный директор компании в эксклюзивном интервью корреспонденту Sputnik Таджикистан коротко ответил: "Наши ребята смогли сделать это!".
Лента новостей
0