https://tj.sputniknews.ru/20250308/gibel-tajikistan-arhitektura-snos-rohat-1066498084.html
Гибель таджикской архитектуры, или Что именно плохого в сносе "Рохата"
Гибель таджикской архитектуры, или Что именно плохого в сносе "Рохата"
Sputnik Таджикистан
Почему уничтожение знаменитой чайханы – это не только страшный удар по архитектурному облику Душанбе, но и огромный урон таджикской культуре в целом
2025-03-08T17:51+0500
2025-03-08T17:51+0500
2025-03-09T17:51+0500
чайхана "рохат"
новости душанбе
таджикистан
культура
снос
https://cdnn1.img.sputnik.tj/img/103077/84/1030778448_0:120:3000:1808_1920x0_80_0_0_dfd796220b5a9ecc649a8be0ad1c3090.jpg
Легендарную чайхану "Рохат" все-таки пустили под ковш, хотя в 2023 году Комитет по архитектуре Таджикистана сообщал, что никто не планирует сносить строение, являющееся визитной карточкой Душанбе.Однако год спустя председатель ведомства Низом Мирзозода заявил, что и чайхану, и стоящий рядом Театр им. Лохути снесут, подчеркнув, что построенные во времена СССР уникальные здания "устарели и не соответствуют современным требованиям".Заявление довольно странное, учитывая, что по этой же логике современным требованиям не соответствует ни мавзолей великого поэта Рудаки в Согдийской области, ни площадь Регистан в Самарканде.Тем не менее простоявший 67 лет "Рохат" снесли всего за три дня. И по мнению специалистов, это решение станет невосполнимой утратой для национального культурного наследия, поскольку, несмотря на советское время создания чайханы, во всем Таджикистане почти не осталось строений, настолько соответствующих древним традициям таджикско-персидской архитектуры.Sputnik Таджикистан решил вспомнить, что именно потеряет Таджикистан и сам Душанбе со сносом "Рохата".Проект советский - наследие персидскоеВ строительстве здания участвовали архитектор Константин Терлецкий, таджикский мастер Мирзорахмат Алимов, а также инженер Даниил Гендлин.Главной особенностью "Рохата" с самого начала было то, что новая чайхана изначально задумывалась как воплощение традиционной народной архитектуры, в противовес большей части зданий в центре Душанбе, созданных либо по канонам пышного сталинского "большого стиля", либо в духе модного и на Западе, и в лаконичного конструктивизма.В этом смысле "Рохат" оказался удивительно гармоничным проектом, балансирующим между роскошью "сталинского стиля" и бетонным конструктивным аскетизмом - легкое, открытое здание. При этом оно ненавязчиво украшено традиционными элементами и мотивами в декоре и планировке, сближающими чайхану с лучшими историческими образцами таджикской архитектуры.Как отмечает в соцсетях архитектор Оят Шукуров, интерьер "Рохата" неслучайно имеет много общего со знаменитой мечетью Боло-Хауз - одной из главных достопримечательностей Бухары, построенной в XVII веке - или с построенным на полвека раньше богато украшенным дворцом Али-Капу в иранском Исфахане.Так или иначе, но и для специалистов, и для путешественников по Центральной Азии, и просто для гостей из Ирана или Узбекистана чайхана должна была казаться прямым наследником сразу нескольких шедевров региональной архитектуры.По его мнению, создатели "Рохата" свободно, с большой изобретательностью и творчески сочетают разновременные и разностилевые элементы, коллажируя из них нечто абсолютно новое, чрезвычайно гармоничное и удобное.А теперь один из немногих таджикских образцов архитектуры мирового класса стал грудой камней в центре Душанбе.Безличие вместо уникальностиПомимо невосполнимого ущерба и так не слишком большому фонду таджикской национальной архитектуры, у сноса "Рохата" есть еще один нюанс – туристическая привлекательность.Разумеется, жителям Душанбе можно горько вздыхать по старинным советским зданиям, в окружении которых прошла их молодость. Но в отличие от многих других домов, снесенных за последние 2-3 года в центре столицы, не все успели обрасти такой богатой культурной историей, попасть на кадры кинохроники и стать самым желанным объектом для посещения в глазах иностранных туристов.Что и неудивительно, учитывая, сколько знаменитостей побывали в ее стенах - Мирзо Турсунзаде и Фатех Ниязи, одни из крупнейших литераторов Таджикистана XX века. Знаменитый дагестанский поэт Расул Гамзатов, писатель Чингиз Айматов и многие другие творческие личности.Впрочем, не только люди искусства отдавали должное красоте "Рохата" - чайхану посещал отец-основатель современного Вьетнама, знаменитый революционер Хо Ши Мин. А дипломат и губернатор Нью-Йорка Аверелл Гарриман, побывавший в чайхане в 1961 году, назвал ее самым оригинальным чайным домом мира.К слову, Аверелл был далеко не единственным представителем западной культуры, кто оценил восточное обаяние "Рохата" - в 2017 году американский телеканал CNN включил ее в список 11 лучших чайных домов мира, отметив не только кулинарные достоинства, но и архитектурную ценность.По его словам, смотря на останки разрушаемых зданий Душанбе, нужно вспоминать главную идею антиутопического романа Рэя Брэдбери, гласящую, что невозможно строить счастливое будущее без опыта прошлого. И уже точно, к таким жемчужинам архитектуры, как "Рохат", неприменимы слова "не соответствует современным требованиям"."Каким требованиям, кто эксперты, почему устарело, где заключение Минкультуры?! А Монмартр и Эйфелева башня в Париже, дворцы в Петербурге, Пизанская башня, старинные улочки в Голландии, Тбилиси, Самарканде, Баку и Алматы, Колизей в Риме, почему они веками стоят и не устаревают. Почему? Поймите же наконец, чайхана "Рохат" - это не здание, это произведение искусства", - отмечает Шерматов в своем блоге.Подавляющее большинство гостей и жителей города в соцсетях соглашаются с этим мнением, подчеркивая, что безликих зданий из бетона по турецким и китайским проектам уже полно и в Душанбе, и во всех республиках Центральной Азии. И не однообразные высотки, а уникальные проекты типа "Рохата" делали город привлекательным и для горожан, и для туристов.Как сказал один из пользователей в комментариях к видео со сносом чайханы: если вам кто-то где-то в какой-то стране будет говорить "зато у нас красивые горы", "зато у нас голубые озера", это косвенно подтвердит факт, что страна не смогла сохранить никакой ценной материальной культуры. Величественные горы и голубые озера на самом деле много где можно увидеть, но вот нигде, кроме как в Афинах, нельзя увидеть Парфенон, нигде, кроме как в Париже, нельзя увидеть Нотр Дам де Пари.Так и блестящий проект советско-таджикской архитектуры, изящный "Рохат", был только в Душанбе.
https://tj.sputniknews.ru/20240730/snos-vzglyad-chaykhana-rokhat-1063731872.html
https://tj.sputniknews.ru/20170217/chaihana-rohat-v-spisok-luchshih-po-versii-cnn-1021713131.html
Sputnik Таджикистан
info@sputnik.tj
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Sputnik Таджикистан
info@sputnik.tj
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_TJ
Sputnik Таджикистан
info@sputnik.tj
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik.tj/img/103077/84/1030778448_329:0:3000:2003_1920x0_80_0_0_4619b1da97f1e84b5135c0a0c4476cd5.jpgSputnik Таджикистан
info@sputnik.tj
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
чайхана рохат снос душанбе таджикистан
чайхана рохат снос душанбе таджикистан
Гибель таджикской архитектуры, или Что именно плохого в сносе "Рохата"
17:51 08.03.2025 (обновлено: 17:51 09.03.2025) Эксклюзив
Почему уничтожение знаменитой чайханы – это не только страшный удар по архитектурному облику Душанбе, но и огромный урон таджикской культуре в целом
Легендарную чайхану "Рохат" все-таки пустили под ковш, хотя в 2023 году Комитет по архитектуре Таджикистана сообщал, что никто не планирует сносить строение, являющееся визитной карточкой Душанбе.
Однако год спустя председатель ведомства Низом Мирзозода заявил, что и чайхану, и стоящий рядом Театр им. Лохути снесут, подчеркнув, что построенные во времена СССР уникальные здания "устарели и не соответствуют современным требованиям".
Заявление довольно странное, учитывая, что по этой же логике современным требованиям не соответствует ни мавзолей великого поэта Рудаки в Согдийской области, ни площадь Регистан в Самарканде.
Тем не менее простоявший 67 лет "Рохат" снесли всего за три дня. И по мнению специалистов, это решение станет невосполнимой утратой для национального культурного наследия, поскольку, несмотря на советское время создания чайханы, во всем Таджикистане почти не осталось строений, настолько соответствующих древним традициям таджикско-персидской архитектуры.
Sputnik Таджикистан решил вспомнить, что именно потеряет Таджикистан и сам Душанбе со сносом "Рохата".
Проект советский - наследие персидское
В строительстве здания участвовали архитектор Константин Терлецкий, таджикский мастер Мирзорахмат Алимов, а также инженер Даниил Гендлин.
Главной особенностью "Рохата" с самого начала было то, что новая чайхана изначально задумывалась как воплощение традиционной народной архитектуры, в противовес большей части зданий в центре Душанбе, созданных либо по канонам пышного сталинского "большого стиля", либо в духе модного и на Западе, и в лаконичного конструктивизма.
В этом смысле "Рохат" оказался удивительно гармоничным проектом, балансирующим между роскошью "сталинского стиля" и бетонным конструктивным аскетизмом - легкое, открытое здание. При этом оно ненавязчиво украшено традиционными элементами и мотивами в декоре и планировке, сближающими чайхану с лучшими историческими образцами таджикской архитектуры.
Как отмечает в соцсетях архитектор Оят Шукуров, интерьер "Рохата" неслучайно имеет много общего со знаменитой мечетью Боло-Хауз - одной из главных достопримечательностей Бухары, построенной в XVII веке - или с построенным на полвека раньше богато украшенным дворцом Али-Капу в иранском Исфахане.
Так или иначе, но и для специалистов, и для путешественников по Центральной Азии, и просто для гостей из Ирана или Узбекистана чайхана должна была казаться прямым наследником сразу нескольких шедевров региональной архитектуры.
"Трудно судить, ссылался ли Терлецкий на дворец Али-Капу или пришел к этому решению самостоятельно. В любом случае оно кажется исключительно уместным и контекстуальным не только в рамках типологии чайханы, но и в более широком контексте архитектуры персидского пространства", - отмечает Шукуров.
По его мнению, создатели "Рохата" свободно, с большой изобретательностью и творчески сочетают разновременные и разностилевые элементы, коллажируя из них нечто абсолютно новое, чрезвычайно гармоничное и удобное.
"Это и есть архитектура высокого, мирового класса", - подчеркивает архитектор.
А теперь один из немногих таджикских образцов архитектуры мирового класса стал грудой камней в центре Душанбе.
Безличие вместо уникальности
Помимо невосполнимого ущерба и так не слишком большому фонду таджикской национальной архитектуры, у сноса "Рохата" есть еще один нюанс – туристическая привлекательность.
Разумеется, жителям Душанбе можно горько вздыхать по старинным советским зданиям, в окружении которых прошла их молодость. Но в отличие от многих других домов, снесенных за последние 2-3 года в центре столицы, не все успели обрасти такой богатой культурной историей, попасть на кадры кинохроники и стать самым желанным объектом для посещения в глазах иностранных туристов.
Что и неудивительно, учитывая, сколько знаменитостей побывали в ее стенах - Мирзо Турсунзаде и Фатех Ниязи, одни из крупнейших литераторов Таджикистана XX века. Знаменитый дагестанский поэт Расул Гамзатов, писатель Чингиз Айматов и многие другие творческие личности.
Впрочем, не только люди искусства отдавали должное красоте "Рохата" - чайхану посещал отец-основатель современного Вьетнама, знаменитый революционер Хо Ши Мин. А дипломат и губернатор Нью-Йорка Аверелл Гарриман, побывавший в чайхане в 1961 году, назвал ее самым оригинальным чайным домом мира.
К слову, Аверелл был далеко не единственным представителем западной культуры, кто оценил восточное обаяние "Рохата" - в 2017 году американский телеканал CNN включил ее в список 11 лучших чайных домов мира, отметив не только кулинарные достоинства, но и архитектурную ценность.
"Рохат" - это настоящая визитная карточка Душанбе. Ее знает весь город, не только весь бывший Советский Союз, но и Запад. Побывать в чайхане считал своим долгом каждый турист", - не раз писал в своем блоге кандидат наук историк-краевед Гафур Шерматов.
По его словам, смотря на останки разрушаемых зданий Душанбе, нужно вспоминать главную идею антиутопического романа Рэя Брэдбери, гласящую, что невозможно строить счастливое будущее без опыта прошлого. И уже точно, к таким жемчужинам архитектуры, как "Рохат", неприменимы слова "не соответствует современным требованиям".
"Каким требованиям, кто эксперты, почему устарело, где заключение Минкультуры?! А Монмартр и Эйфелева башня в Париже, дворцы в Петербурге, Пизанская башня, старинные улочки в Голландии, Тбилиси, Самарканде, Баку и Алматы, Колизей в Риме, почему они веками стоят и не устаревают. Почему? Поймите же наконец, чайхана "Рохат" - это не здание, это произведение искусства", - отмечает Шерматов в своем блоге.
Подавляющее большинство гостей и жителей города в соцсетях соглашаются с этим мнением, подчеркивая, что безликих зданий из бетона по турецким и китайским проектам уже полно и в Душанбе, и во всех республиках Центральной Азии. И не однообразные высотки, а уникальные проекты типа "Рохата" делали город привлекательным и для горожан, и для туристов.
Как сказал один из пользователей в комментариях к видео со сносом чайханы: если вам кто-то где-то в какой-то стране будет говорить "зато у нас красивые горы", "зато у нас голубые озера", это косвенно подтвердит факт, что страна не смогла сохранить никакой ценной материальной культуры. Величественные горы и голубые озера на самом деле много где можно увидеть, но вот нигде, кроме как в Афинах, нельзя увидеть Парфенон, нигде, кроме как в Париже, нельзя увидеть Нотр Дам де Пари.
Так и блестящий проект советско-таджикской архитектуры, изящный "Рохат", был только в Душанбе.