Молчание не знак согласия, или Проблема домогательств в Таджикистане
17:25 14.09.2025 (обновлено: 12:07 16.09.2025)

© Sputnik / Амир Исаев
Подписаться
Эксклюзив
Боязнь общественного осуждения заставляет девушек и женщин скрывать и стесняться фактов сексуализированных приставаний, что лишь вселяет уверенность в преступников
ДУШАНБЕ, 14 сен — Sputnik, Муаззам Норова. Приставания и назойливо-агрессивное поведение по отношению к женщинам в общественном транспорте являются весьма болезненной темой для многих жительниц Душанбе.
И хотя каждая третья женщина в мире хотя бы раз сталкивалась с домогательствами сексуального характера - непристойные комментарии, прикосновения, свист - широкое обсуждение этой проблемы в Таджикистане считается неприличным. По крайней мере до тех пор, когда назойливые приставания становятся больше похожи на криминальную историю - например, с попыткой изнасилования. И лишь тогда подобные инциденты становятся частью громких общественных дискуссий.
Или когда девушки не желают молчать и не стесняются сообщить о непристойном поведении в правоохранительные органы. Так, на днях столичное управление МВД Таджикистана задержало таксиста, регулярно оскорблявшего пассажирок и допускавшего по отношению к ним непристойное поведение.
Но увы, публично говорить о таких инцидентах все же не принято. Многие девушки боятся, что осудят именно их, боятся неодобрительных взглядов соседей и родни - "гапи мардум", будучи уверенными в бездействии правоохранителей. Тем более, что наказания за такое правонарушение - если оно не сопряжено с откровенно преступными действиями - совсем небольшое, в среднем это штраф и 5 суток административного ареста.
Несколько девушек, не захотевших называть фамилии, но согласившиеся оставить имена, рассказали Sputnik Таджикистан о случаях приставания и харассмента в общественных местах. Их опыт помогает увидеть проблему изнутри и понять, что это может случиться практически с каждой.
Не женский транспорт?
"Это случилось в середине мая, сразу после моего дня рождения", - рассказывает Ануша, которой тогда едва исполнилось 18 лет, хотя выглядит девушка еще моложе.
В тот день она возвращалась домой из школы и села в такси. Водитель завел разговор и начал задавать неудобные вопросы об отношениях, но девушка ответила в целях безопасности, что ей 15 лет и что она не хочет продолжать беседу. После этого он сказал "окей" и довез юную пассажирку до конца маршрута.
"Тогда я подумала, что он адекватный мужчина, - вспоминает Ануша - Но на следующий день мне нужно было по делам в торговый центр. Долгое время не могла поймать машину и, наконец, остановила такси, где сидел тот же самый водитель. Сначала я подумала, что поездка снова пройдет спокойно, но все повторилось: мужчина задавал вопросы, которые я старалась игнорировать, а когда мы подъехали к ТЦ и я перевела оплату, он заблокировал двери и стал настойчиво требовать мое имя и номер телефона. Я ответила, что не хочу, а он ответил "Мало ли что ты хочешь, зато я хочу".
Девушка была напугана, поскольку на ее телефоне оставалось менее 3% зарядки и она понимала, что через минуту-две не сможет никому позвонить, чтобы попросить о помощи.
"Я снова пыталась напомнить ему, что мне всего 15 лет, но его это не остановило. Вместо того чтобы остановиться, таксист свернул за торговый центр, остановился, бросал на меня взгляды и угрожал тем, что знает, где я живу. Тут я услышала, как щелкнул блокиратор, резко толкнула дверь и буквально выпрыгнула на ходу", - говорит она.
Таксист резко остановился и выбежал следом, но Ануше удалось добежать до торгового центра и подняться на второй этаж.
"Сверху я видела, как он стоит внизу, всматривается в толпу, а потом уходит. К сожалению, от волнения я не запомнила номера машины или компанию. Помню лишь, что это было зеленое эко-такси. И самое страшное, что его приставания не остановило даже упоминание о возрасте", - добавляет Ануша.
Назойливое, невоспитанное и даже агрессивное поведение мужчин в такси и в общественном транспорте - одна из самых частых жалоб жительниц Душанбе, если почитать комментарии в соцсетях под резонансными постами о случаях насилия в Таджикистане. Жертвой такого "внимания" стала еще одна героиня материала, Малика. Это произошло еще во времена после пандемии, когда девушка училась в школе.
"Возвращаясь домой, я сидела в автобусе у окна. Всю дорогу рядом сидел странный мужчина, который не сводил с меня глаз. Его настойчивый взгляд пугал и заставлял чувствовать себя не в безопасности. Он смотрел на меня так пристально и грязно, что я боялась встретиться с ним взглядом. Делала вид, будто внимательно наблюдаю за машинами за окном. Но постепенно он начал придвигаться ближе и что-то бормотать себе под нос. Слов я не разобрала. От страха я буквально вжалась в окно. Но когда он вдруг положил ладонь на мое колено, меня просто охватил ужас", - вспоминает Малика.
По словам девушки, ее буквально начало трясти и, собравшись с духом, она резко вскочила с места. Пассажиры удивленно оборачивались в их сторону. Чтобы избежать дальнейшего контакта, Малика сделала вид, что выходит на своей остановке, хотя ей еще надо было проехать дальше.
"Покидая автобус, я чувствовала его напряженный взгляд в спину. Слышала, как водитель начал ругаться на него, но мне было не до этого - я просто побежала домой. Вся дрожала от ужаса и отвращения", - говорит Малика с болью.
Проблема в воспитании, а не в одежде
Но приставания происходят не только в автобусе или такси, где водитель, условно, является хозяином положения, но и просто на улице среди белого дня, где молодые девушки и женщины, казалось бы, должны быть защищены самим фактом нахождения вокруг большого числа прохожих. Увы, как показывает история Зулайхо, это часто бывает не так.
"Я хочу поделиться своей историей, чтобы девушки, девочки и женщины знали: подобные ситуации происходят не только с ними. Нужно говорить об этом, а не молчать", - начинает свой рассказ Зулайхо.
По ее словам, все случилось три года назад ранним весенним утром. День выдался спокойный: голубое небо, пение птиц, легкий ветер. Она спешила на учебу, была одета просто, но строго и не открыто - брюки прямого кроя, белая рубашка и ветровка. В руках - телефон с конспектами, которые она повторяла по дороге к остановке. На улице почти не было людей.
"Вдруг я заметила мужчину. Он шел мне навстречу, слегка пошатываясь. Таких людей я всегда побаивалась - знала, что могут пристать. Но тогда решила, что утро раннее, может у него просто проблемы с самочувствием. Я опустила голову и ускорила шаг", - рассказывает девушка.
Когда расстояние сократилось до нескольких шагов, мужчина внезапно остановился. Девушка, сосредоточенная на домашнем задание, не сразу заметила, как он протянул руку и коснулся ее бедра.
"Я почувствовала его пальцы и со всей силы оттолкнула его. Он был удивлен - видно, не ожидал такого сопротивления. Я закричала на него, спросила, как он смеет так поступать, но по его взгляду было видно, что он был не в себе", - вспоминает она.
К удивлению девушки, за спиной оказались мужчины, ставшие свидетелями происходящего, однако никто из них не вмешался.
"Это очень характерно для нашего общества, - считает Зулайхо. - Виноватой почти всегда оказывается женщина. Но я понимала: вины моей здесь не было. Я гордилась, что смогла найти силы дать отпор".
Но даже эта готовность к активной защите не спасла девушку от сильного чувства отвращения. Чтобы разделить тяжесть пережитого, она рассказала обо всем матери, которая была в ужасе от произошедшего.
"Я хочу, чтобы девушки и женщины не боялись поднимать такие темы. Нужно бороться и вовремя говорить "стоп" насильнику. Если мы будем молчать, такие случаи будут повторяться еще чаще", - с уверенностью заявляет она.
Схожими переживаниями делится и другая героиня, Замира, которая также стала объектом непристойного внимания со стороны парней, несмотря на самый обычный внешний вид.
"Летом прошлого года со мной произошел не самый приятный случай в районе Караболо. В тот день я была одета в простое платье ниже колен - скромное, удобное для летней жары и совсем не вызывающее", - подчеркивает девушка.
Выйдя на главную дорогу, она заметила мужчину, идущего чуть позади, а навстречу двигались двое молодых парней. Они громко смеялись, толкались и перебрасывались фразами.
"Ветер был сильный, и платье немного обтянуло ноги. Такое может случиться с любой одеждой - хоть с футболкой. Но эти парни вдруг обступили меня с двух сторон. Один приблизился так близко, что мне пришлось отступить назад. Он прошептал прямо мне в лицо, что платье обтянуло бедра и что "видно все". От его наглости я опешила, но нашла в себе силы ответить, жестко сказав, что некрасиво и некультурно - так разговаривать с незнакомым человеком", - рассказывает она.
Парни лишь расхохотались и продолжили отпускать шуточки ей вслед. Даже мужчина, шедший позади, не вмешался.
"Это было самым обидным - видеть, что никто не счел нужным остановить их. Такие невоспитанные и некультурные люди ничего не боятся. А для понимания, что приличные люди себя так не виду, им не хватает воспитания", - подчеркивает она.
В обществе до сих пор часто обвиняют жертв: будто бы сама девушка виновата, если ее одежда "спровоцировала" домогательства, добавила она.
"И хочу заверить: это никак не оправдывает насильника", - уверенно говорит девушка.
Пугающие цифры статистики
К счастью для наших героинь, ни одна из их историй не вышла за пределы угроз, грязных приставаний и домогательств, пусть неприятных и психологически травмирующих, но закончившихся без прямых посягательств на телесную неприкосновенность. К сожалению, так везет не всем - и реальные жертвы изнасилований очень редко обращаются в правоохранительные органы, предпочитая молчать. Некоторые из них затем сводят счеты с жизнью.
И как показывает даже официальная статистика, ситуация в сфере этих преступлений не становится лучше. Как сообщили в августе в МВД Таджикистана, за первое полугодие этого года в стране зафиксировано 24 факта сексуализированного насилия, что на 7 случаев больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда было зарегистрировано 17 таких преступлений. Как говорит мировой опыт, юристы-криминалисты и специалисты в области защиты прав человека в Таджикистане, в реальности таких преступлений может быть в разы больше.
При этом прокурор Согдийской области Фуркат Ходжазода, комментируя на пресс-конференции рост таких преступлений на уровне региона, подчеркнул, что основная опасность молодым девушкам грозит не в общественных местах, а в стенах собственного дома, поскольку в большинстве случаев сексуальное насилие было совершено близкими пострадавших.
"В рассмотренных делах отмечены случаи, когда отцы насиловали своих дочерей. По этическим соображениям мы воздерживаемся от упоминания конкретных примеров", - добавил Ходжазода.


