https://tj.sputniknews.ru/20251130/tajikistan-vybor-russia-rynok-1073412172.html
Таджикский выбор российского рынка
Таджикский выбор российского рынка
Sputnik Таджикистан
Бренды из России в погоне за клиентами все чаще стараются привлечь граждан Таджикистана – в ход идет смена языка, блогеры и даже мемы про куротоб и котиков
2025-11-30T17:35+0500
2025-11-30T17:35+0500
2025-12-01T19:09+0500
аналитика
таджикистан
общество
россия
https://cdnn1.img.sputnik.tj/img/07e9/0b/1e/1073414433_0:48:1280:768_1920x0_80_0_0_5385658ad343e8c139ca14dd2e9c4f14.jpg
ДУШАНБЕ, 30 ноя - Sputnik. Несмотря на сокращение миграционного потока за последние два года, в России по данным на октябрь 2025 года проживает и трудится более одного миллиона таджикистанцев - это и люди только с паспортом Таджикистана, и обладатели двойного гражданства.А если учитывать сезонную и временную миграцию, а также целое молодое поколение этнических таджиков, рожденных в России в период с 2000-х годов, но никогда не имевших паспорта Таджикистана, то число людей, поддерживающих постоянные экономические и культурные связи с республикой, приближается к 2 миллионам.Для маркетологов - это огромная клиентская база, для привлечения которой многие российские бренды специально стали подстраивать и целевую рекламу, и ассортимент предлагаемых услуг. Краткий обзор того, что компании из России делают для привлечения таджикской аудитории - в материале Sputnik Таджикистан.Клиенты для банка, деньги для родныхПервыми, кто локализировал свою рекламную стратегию под реалии Таджикистана, ожидаемо были системы денежных переводов и банковские организации, где доступна отправка денег за границу. Российские гиганты "Сбер" и "Т-Банк" еще несколько лет назад запустили большую маркетинговую кампанию в Таджикистане, включая коллаборации с местными банками, аренду билбордов и экранов, а также таргетированные рекламные ролики в соцсетях и на видеоплатформах.К примеру, в 2021-м "Сбер" сделал достаточно яркий ролик в документальном стиле "Как переводится забота" на таджикском, кыргызском и узбекском языках, где люди на родном языке обращаются к родственникам, которые уехали на заработки в Россию, и благодарят их за помощь и поддержку. Вскоре банки начали борьбу за клиентов, пытаясь привлечь их услугами и сервисами. Так, к 2023 году "Альфа", ВТБ и "МТС-банк" запустили переводы по системе быстрых платежей в Таджикистан, а в этом году "Т-Банк" запустил первый кредитный продукт для нерезидентов, которым для оформления кредитки уже не нужен паспорт РФ. Кроме того, "Т-Банк" перевел мобильное приложение на таджикский язык, дав возможность нерезидентам проконсультироваться по вопросам оформления ВНЖ и РВП, а также поиска работы и жилья, получения патента и справок. Но насколько популярен этот сервис среди клиентов в Таджикистане - пока не понятно.Другая, менее распространенная, но куда более имиджево яркая услуга, рассчитанная на теплые ностальгические чувства клиентов - выпуск пластиковых карт в дизайне либо с изображением ландшафтов малой родины, либо с узорами в национальном таджикском стиле. Судя по данным рекрутинга, службы поддержки многих банков также все больше ориентируются на клиентов из Центральной Азии, поскольку у работодателей более чем вдвое за пять лет вырос спрос на сотрудников со знанием таджикского, узбекского и кыргызского языков.Мемы, блогеры и рилсыВ борьбу за клиентов в Таджикистане несколько лет назад очень активно включился российский сервис Aviasales. И, судя по рекламной стратегии, ориентируется компания на сравнительно молодую аудиторию. В ход пошла вся тяжелая артиллерия маркетинга - аккаунты на национальном языке и вирусные ролики во всех популярных соцсетях, мемы с котиками, курутобом и RC-колой, активное привлечение тревел- и лайфстайл-блогеров с не самой огромной, но очень лояльной и активной аудиторией, что с большей надежностью гарантирует приток клиентов внутри республики. Похожую стратегию, но в куда более скромных масштабах, начал проводить российский агрегатор перевозок "Яндекс.Такси". Однако из-за того, что сервису пришлось уйти с рынка буквально спустя несколько дней после запуска (по слухам - на фоне негласного конфликта с городской администрацией), работа с местной аудиторией не сложилась.Любопытно, что Таджикистан для "Яндекса" стал едва ли не единственной страной в СНГ, где крупной компании никак не удается закрепиться на рынке - так, в июле 2025-го сервис "Яндекс.Плюс" отключил подписку в Таджикистане. Причины такого решения не сообщались. Сравнительно успешными оказались только сторонние проекты, вроде курсов по цифровому маркетингу от "Академии "Яндекса" совместно со Сбербанком.Заказывай по-таджикскиЧто касается непосредственно услуг и сервисов внутри России, то самым заметным и обсуждаемым изменением в расчете на новых клиентов стала политика гигантов фастфудов "Макдоналдс" и "Бургер Кинг", еще в 2021 году добавивших в свои терминалы заказа меню на таджикском языке. В обеих компаниях отметили, что внимательно анализируют поток посетителей в заведениях крупных городов России, после чего добавляют выделенные языки в меню. Позже, после введения антироссийских санкций в 2022 году, сеть ресторанов "Макдоналдс" поменяла владельца и бренд на "Вкусно и точка", но клиентский подход не изменила.Wildberries откроет в Таджикистане еще 40 пунктовЛюбопытно, что KFC - по статистике самое популярное заведение среди иностранных рабочих - заявило, что не планирует следовать за конкурентами, однако не смогло долго противостоять трендам, рискуя проиграть в борьбе за посетителей - летом 2024-го интерфейс меню на терминалах в ресторанах ROSTIC’S и KFC стал доступен на семи языках, включая таджикский, узбекский, кыргызский и казахский.К слову, тренд на дублирование языков в 2021-2022-м оказался настолько актуальным, что его частично подхватили даже власти российской столицы. Так, на станциях московского метрополитена "Прокшино" и "Лесопарковая" продублировали указатели на таджикском и узбекском, чтобы сделать удобнее передвижение для мигрантов, поскольку от этих станций ходят автобусы в миграционный центр, расположенный в подмосковном Сахарово. "Наша задача - делать метро понятным и комфортным для разных пассажиров. Например, схема метро на электронном табло в вагонах дублируется на девяти языках", - отметили в департаменте транспорта Москвы.Чтобы быть на связиНе остался в стороне среди российского бизнеса и другой важный бытовой нюанс для любого мигранта в РФ - связь с родными и близкими. Флагманом здесь выступил "МегаФон", который еще в начале 2010-х перевел таджикскую "дочку" под свою торговую марку и с тех пор, конкурируя с другими телекоммуникационными компаниями, старается сделать свои сервисы более доступными не только для абонентов в Таджикистане, но и для таджикистанцев в России.Билайн перезапустил тарифы для иностранцев: больше возможностей для общения и выгодыНо недавно, на фоне проблем с доступом и ограничениями ряда зарубежных мессенджеров на территории России, в борьбу за иностранного клиента внезапно вступил новый сервис Мах. В начале ноября компания сообщила, что расширяет географию звонков и сообщений. Если в первые месяцы работы сервис был доступен только в России и Беларуси, то сейчас он заработал в Азербайджане, Армении, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане. Для общения с пользователями в других странах необходимо, чтобы номер собеседника был в списке контактов. Если собеседника там нет, то ему можно отправить ссылку-приглашение. Такую схему в компании объясняют борьбой с мошенничеством и спамом. Собственно, борьба с потенциальным мошенничеством и является главной фишкой Мах, поскольку мессенджер позволяет включить безопасный режим, чтобы никто вне контактов не мог позвонить или написать абоненту без его согласия.По мнению экспертов, создатели Max специально делают ставку на превращение национального мессенджера в единое пространство как для общения русскоязычных абонентов за рубежом, так и для иностранных рабочих и членов их семей, регулярно приезжающих в Россию.
Sputnik Таджикистан
info@sputnik.tj
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2025
Sputnik Таджикистан
info@sputnik.tj
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_TJ
Sputnik Таджикистан
info@sputnik.tj
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik.tj/img/07e9/0b/1e/1073414433_72:0:1209:853_1920x0_80_0_0_bff965ad38516fef2e6eaf2caeca10c2.jpgSputnik Таджикистан
info@sputnik.tj
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
таджикистан рынок бренды
Таджикский выбор российского рынка
17:35 30.11.2025 (обновлено: 19:09 01.12.2025) Бренды из России в погоне за клиентами все чаще стараются привлечь граждан Таджикистана - в ход идет смена языка, блогеры и даже мемы про куротоб и котиков
ДУШАНБЕ, 30 ноя - Sputnik. Несмотря на сокращение миграционного потока за последние два года, в России по данным на октябрь 2025 года проживает и трудится более одного миллиона таджикистанцев - это и люди только с паспортом Таджикистана, и обладатели двойного гражданства.
А если учитывать сезонную и временную миграцию, а также целое молодое поколение этнических таджиков, рожденных в России в период с 2000-х годов, но никогда не имевших паспорта Таджикистана, то число людей, поддерживающих постоянные экономические и культурные связи с республикой, приближается к 2 миллионам.
Для маркетологов - это огромная клиентская база, для привлечения которой многие российские бренды специально стали подстраивать и целевую рекламу, и ассортимент предлагаемых услуг. Краткий обзор того, что компании из России делают для привлечения таджикской аудитории - в материале
Sputnik Таджикистан.
Клиенты для банка, деньги для родных
Первыми, кто локализировал свою рекламную стратегию под реалии Таджикистана, ожидаемо были системы денежных переводов и банковские организации, где доступна отправка денег за границу. Российские гиганты "Сбер" и "Т-Банк" еще несколько лет назад запустили большую маркетинговую кампанию в Таджикистане, включая коллаборации с местными банками, аренду билбордов и экранов, а также таргетированные рекламные ролики в соцсетях и на видеоплатформах.
К примеру, в 2021-м "Сбер" сделал достаточно яркий ролик в документальном стиле "Как переводится забота" на таджикском, кыргызском и узбекском языках, где люди на родном языке обращаются к родственникам, которые уехали на заработки в Россию, и благодарят их за помощь и поддержку.
Вскоре банки начали борьбу за клиентов, пытаясь привлечь их услугами и сервисами. Так, к 2023 году "Альфа", ВТБ и "МТС-банк" запустили переводы по системе быстрых платежей в Таджикистан, а в этом году "Т-Банк" запустил первый кредитный продукт для нерезидентов, которым для оформления кредитки уже не нужен паспорт РФ.
Кроме того, "Т-Банк" перевел мобильное приложение на таджикский язык, дав возможность нерезидентам проконсультироваться по вопросам оформления ВНЖ и РВП, а также поиска работы и жилья, получения патента и справок. Но насколько популярен этот сервис среди клиентов в Таджикистане - пока не понятно.
Другая, менее распространенная, но куда более имиджево яркая услуга, рассчитанная на теплые ностальгические чувства клиентов - выпуск пластиковых карт в дизайне либо с изображением ландшафтов малой родины, либо с узорами в национальном таджикском стиле.
Судя по данным рекрутинга, службы поддержки многих банков также все больше ориентируются на клиентов из Центральной Азии, поскольку у работодателей более чем вдвое за пять лет вырос спрос на сотрудников со знанием таджикского, узбекского и кыргызского языков.
В борьбу за клиентов в Таджикистане несколько лет назад очень активно включился российский сервис Aviasales. И, судя по рекламной стратегии, ориентируется компания на сравнительно молодую аудиторию. В ход пошла вся тяжелая артиллерия маркетинга - аккаунты на национальном языке и вирусные ролики во всех популярных соцсетях, мемы с котиками, курутобом и RC-колой, активное привлечение тревел- и лайфстайл-блогеров с не самой огромной, но очень лояльной и активной аудиторией, что с большей надежностью гарантирует приток клиентов внутри республики.
Похожую стратегию, но в куда более скромных масштабах, начал проводить российский агрегатор перевозок "Яндекс.Такси". Однако из-за того, что сервису пришлось уйти с рынка буквально спустя несколько дней после запуска (по слухам - на фоне негласного конфликта с городской администрацией), работа с местной аудиторией не сложилась.
Любопытно, что Таджикистан для "Яндекса" стал едва ли не единственной страной в СНГ, где крупной компании никак не удается закрепиться на рынке - так, в июле 2025-го сервис "Яндекс.Плюс" отключил подписку в Таджикистане. Причины такого решения не сообщались. Сравнительно успешными оказались только сторонние проекты, вроде курсов по цифровому маркетингу от "Академии "Яндекса" совместно со Сбербанком.
Что касается непосредственно услуг и сервисов внутри России, то самым заметным и обсуждаемым изменением в расчете на новых клиентов стала политика гигантов фастфудов "Макдоналдс" и "Бургер Кинг", еще в 2021 году добавивших в свои терминалы заказа меню на таджикском языке.
В обеих компаниях отметили, что внимательно анализируют поток посетителей в заведениях крупных городов России, после чего добавляют выделенные языки в меню. Позже, после введения антироссийских санкций в 2022 году, сеть ресторанов "Макдоналдс" поменяла владельца и бренд на "Вкусно и точка", но клиентский подход не изменила.
Любопытно, что KFC - по статистике самое популярное заведение среди иностранных рабочих - заявило, что не планирует следовать за конкурентами, однако не смогло долго противостоять трендам, рискуя проиграть в борьбе за посетителей - летом 2024-го интерфейс меню на терминалах в ресторанах ROSTIC’S и KFC стал доступен на семи языках, включая таджикский, узбекский, кыргызский и казахский.
К слову, тренд на дублирование языков в 2021-2022-м оказался настолько актуальным, что его частично подхватили даже власти российской столицы. Так, на станциях московского метрополитена "Прокшино" и "Лесопарковая" продублировали указатели на таджикском и узбекском, чтобы сделать удобнее передвижение для мигрантов, поскольку от этих станций ходят автобусы в миграционный центр, расположенный в подмосковном Сахарово.
"Наша задача - делать метро понятным и комфортным для разных пассажиров. Например, схема метро на электронном табло в вагонах дублируется на девяти языках", - отметили в департаменте транспорта Москвы.
Не остался в стороне среди российского бизнеса и другой важный бытовой нюанс для любого мигранта в РФ - связь с родными и близкими. Флагманом здесь выступил "МегаФон", который еще в начале 2010-х перевел таджикскую "дочку" под свою торговую марку и с тех пор, конкурируя с другими телекоммуникационными компаниями, старается сделать свои сервисы более доступными не только для абонентов в Таджикистане, но и для таджикистанцев в России.
Но недавно, на фоне проблем с доступом и ограничениями ряда зарубежных мессенджеров на территории России, в борьбу за иностранного клиента внезапно вступил новый сервис Мах. В начале ноября компания сообщила, что расширяет географию звонков и сообщений. Если в первые месяцы работы сервис был доступен только в России и Беларуси, то сейчас он заработал в Азербайджане, Армении, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане.
Для общения с пользователями в других странах необходимо, чтобы номер собеседника был в списке контактов. Если собеседника там нет, то ему можно отправить ссылку-приглашение. Такую схему в компании объясняют борьбой с мошенничеством и спамом. Собственно, борьба с потенциальным мошенничеством и является главной фишкой Мах, поскольку мессенджер позволяет включить безопасный режим, чтобы никто вне контактов не мог позвонить или написать абоненту без его согласия.
По мнению экспертов, создатели Max специально делают ставку на превращение национального мессенджера в единое пространство как для общения русскоязычных абонентов за рубежом, так и для иностранных рабочих и членов их семей, регулярно приезжающих в Россию.