Член Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Государственной думы РФ полковник запаса Франц Клинцевич полагает, что Россия могла поменять положение в Афганистане в лучшую сторону.
Отвечая на вопрос Sputnik, могла ли история Афганистана сложиться иначе, Клинцевич ответил положительно.
"Она сложилась бы иначе, если бы не предательство Бориса Ельцина в 1992 году (это моя личная оценка). Президент Наджибулла в 1992-м, накануне переворота талибов, для стабилизации ситуации попросил у России всего 500 тонн дизельного топлива для заправки танков и бронетранспортеров. Однако в Москве уже вовсю работали советники из ЦРУ, которые сказали, что поставки топлива нежелательны. И Ельцин отказал, а ведь ранее в ходе войсковых операций в Афганистане мы ежедневно тратили тысячи тонн топлива", - рассказал Клинцевич.
По его мнению, такая простая просьба могла поменять ход истории. Современный Афганистан был бы спокойной и развивающейся страной, свободной от засилья терроризма и коррупции.
Назарбаев раскрыл тайну противостояния Горбачева и Ельцина
Спокойный Афганистан был бы гарантом безопасности в Центральной Азии, которую бы не смогли дестабилизировать спецслужбы США и Запада.
"Цена этого политического решения – рост террористических угроз по всему миру, развитие "Аль-Каиды"*, "Исламского государства"* и других экстремистских группировок, сегодняшний колоссальный наркотрафик", - напомнил политик.
Ровно в тот момент, когда Борис Ельцин принял решение прекратить помощь, в Афганистане все "посыпалось".
Однако все сложилось иначе. Как известно, 1 января 1992 года РФ прекратила поставки всех вооружений и боеприпасов правительственным войскам и, начиная с этого времени, обстановка в Афганистане начала заметно ухудшаться.
Почему началась война в Афганистане, или Товарищ и предатель
В стране стала ощущаться острая нехватка топлива и продовольствия, а оппозиция на этом фоне активизировала агитационную и подрывную деятельность, склоняя на свою сторону военнослужащих правительственных войск. Отряды моджахедов стремительно стали захватывать одну провинцию за другой, все ближе приближаясь к Кабулу.
Наджибулла потерял контроль над внутриполитической ситуацией сразу после того, как он объявил о готовности уйти в отставку, чтобы освободить место для нейтрального временного правительства.
С уходом Наджибуллы с политической арены мир в Афганистане так и не наступил.