ДУШАНБЕ, 9 фев — Sputnik, Рубен Гарсия. В 11.30 по московскому времени под козырек столичного Казанского вокзала медленно заползает состав, ведомый красным тепловозом. Это поезд № 330 Москва — Душанбе готовится принять пассажиров.
Багаж высокого качества едет в Таджикистан
Их очень немного, я к отправлению поезда насчитал примерно 150-170 человек. Логично предположить, что клиенты "Таджикских железных дорог" (ТЖД) на этом направлении непременно должны оказаться сплошь трудовыми мигрантами.
Не тут-то было. Примерно треть купивших билет на поезд оказались гражданами России, уехавшими из республики еще в 90-е годы, оставив там друзей, родню и детские воспоминания.
Для некоторых пассажиров поезд №330 — вообще транзитный, а конечная точка их маршрута находится на территории Казахстана и Узбекистана.
Зеленые вагоны ТЖД достигли путевого упора, дрогнули и замерли. На морозе все щели между стеклом и оконной рамой плацкарта залеплены скотчем, а из дверей еще теплого тамбура валят клубы пара.
Люди с билетами уже тут как тут: некоторые налегке, но большинство подтаскивают к проводникам огромные тележки и сумки, груженые гостинцами из Москвы, но чаще бытовой техникой и товарами первой необходимости. А кто-то вовсе везет на тележке в Таджикистан 5 огромных пакетов собачьего корма.
На перроне я познакомился с Фарходом, молодым парнем, работающим в службе доставки автозапчастей, который сажал в вагон свою тетю, а с ней затаскивал еще 8 перемотанных пленкой сумок разного размера. На мой вопрос о том, зачем везти из Москвы в Душанбе две соковыжималки, компьютер и огромный плазменный экран (мимо нас как раз проехала тележка с такой поклажей), рискуя разбить его в дороге и надрываясь, он недовольно ответил: дело в качестве.
Здесь, на Казанском вокзале, необходимость тащить на себе приличный вес багажа — далеко не единственная проблема возвращающихся домой граждан Таджикистана. Проблема в том, что тебя могут и вовсе не пустить на поезд.
"Вы ведь из СМИ? Ну идите-идите, снимите. Видите, там полиция стоит. Вот так идешь за 20 минут до поезда, а тебя останавливают: покажите ваши документики, пройдемте на досмотр. Даже если у тебя на 100% все в порядке и с документами и с багажом, то на поезд все равно есть риск опоздать", — сетует парень.
По его словам — это лотерея. Кто-то из полицейских, патрулирующих вокзал, действительно останавливает мигрантов с целью проверки документов и, убедившись, что все в порядке, отпускает через минуту. А вот некоторые сотрудники намеренно тормозят процедуру проверки, ожидая, когда им предложат "договориться на месте".
Справедливости ради стоит отметить, что, стоявшие неподалеку сотрудники полиции хоть и выглядели недружелюбно (а кто бы выглядел дружелюбно, неся службу на улице при морозе в —14), проверяли людей довольно оперативно и никаких денег ни от кого не брали.
Кому — отдых, кому — заботы
Если верить расписанию, то из Москвы в Душанбе поезд идет более четырех суток. Захватив в дорогу еду, книги, планшет и вообще зная, чем скрасить досуг, — можно весьма неплохо провести время по пути в Таджикистан.
А вот для проводника — это всегда тяжкий труд. Мало того, что на нем лежат заботы о комфорте и удобстве пассажиров, так ему еще и положено трепетно следить за вверенным имуществом. Не говоря о том, что сотрудникам ТЖД положено быть в униформе, выглядеть чистыми и опрятными, в то время как из удобств в плацкартном вагоне — туалет да крохотная раковина.
Однако проводница Майсара Джураева вполне довольна работой.
"Дело непростое — смена почти в 100 часов. Но пассажиров сейчас немного, люди едут спокойные, работа уже привычная, зато впечатления каждый раз новые", — подчеркивает она.
Хотя своих проблем с подвижным составом у проводников, скорее всего, хватает.
Вагоны поезда, соединяющего столицы России и Таджикистана, колесят по железным дорогам не первый десяток лет и нуждаются в модернизации. Ремонтные бригады и проводники тщательно следят за состоянием купе, но время берет свое: сломавшийся опоры столиков и тугие замки на дверях туалета приходится чинить прямо в пути, не дожидаясь ремонта в депо.
Начальник поезда Москва — Душанбе, который сперва категорически отказывался пускать внутрь вагона, потом внезапно подобрел и показал самую современную часть состава — вагон-ресторан.
Правда, без гостей и накрытых столиков он выглядел не слишком уютно, но упоминание повара о плове, которым поездная бригада угощает посетителей, сразу сделали обстановку куда более располагающей к застолью.
Увы, времени на экскурсию, которую взялся проводить старший поезда, уже не оставалось. Снаружи послышался голос проводника, требовавший провожающих покинуть вагон, а спустя 5 минут, точно по расписанию, новехонький локомотив ТЖД потащил темно-зеленые вагоны по занесенным снегом московским путям в сторону Душанбе.
Последнее, что я увидел в окне уходящего вагона, как тетушка Фархода размешивала ложечкой чай, сидя у окна на цветастом одеяле поверх спального места.