ДУШАНБЕ, 13 мар — Sputnik, Рубен Гарсия. Лидер Китая Си Цзиньпин сможет управлять страной до тех пор, пока будет способен исполнять свои обязанности.
Так решило Всекитайское собрание народных представителей, абсолютным большинством проголосовав за изменение конституции, ограничивающей пребывание председателя КНР на своем посту двумя сроками.
И теперь полномочия Си Цзиньпина, второй срок которого истекает в 2023-м, могут быть продлены еще как минимум на 5 лет, а то и больше.
Sputnik Таджикистан пообщался с китаеведом, профессором Института Дальнего Востока РАН Александром Ломановым и узнал, чем обоснованы изменения в конституции, почему китайское общество совсем не против "бессрочного" лидера и что это значит для ближайших соседей Поднебесной.
Власть в одни руки
Стоит отметить, что пост председателя Китайской Народной Республики появился сравнительно недавно — его учредил в 1982-м знаменитый реформатор Дэн Сяопин, превративший КНР в локомотив мировой экономики.
Поначалу должность была не столько управленческая, сколько церемониальная.
Достаточно сказать, что сам Сяопин, решавший судьбу всего Китая, никогда председателем КНР не был.
"Он отдал этот пост своим соратникам, старым партийным ветеранам, миссия которых была скорее формальная, дипломатическая — встречаться с иностранными гостями и представлять государство за рубежом", — отмечает Александр Ломанов.
По его словам, все меняется с начала 90-х, когда председатель Цзян Цзэминь с молчаливого одобрения Сяопина взял курс на сосредоточение власти в одних руках, став одновременно и генсеком Центрального комитета Компартии Китая, и возглавив Военный совет ЦК КПК.
Он же сформировал концепцию "трёх представительств", согласно которой партия прислушивалась к голосам не только пролетариата, но и "самых широких слоев населения", в том числе представителей буржуазии, как это ни странно.
За ним следовал Ху Цзиньтао, лишь укрепивший значимость главы КНР в государстве.
А теперь Си Цзиньпин, придавший должности огромный политический вес, размышляет над продлением собственных полномочий на десятилетний срок. До сих пор мешала этому лишь запись в конституции.
От Мао до Цзиньтао
Обсуждение поправок началось в конце прошлого года, после первого съезда ЦК КПК нового созыва. Причем изменения коснулись также идеологической допустимости подобного шага.
Любопытно, что китайская общественность не возмущается возможным бессрочным пребыванием одного человека у власти.
Возможно, причина тому само логическое обоснование для изменения конституции.
Си Цзиньпин особенно подчеркивает, что играет строго по правилам. Каждый генсек или председатель, находящийся на своем посту 10 лет, оставлял после себя определенное идеологическое наследие.
В основе этой негласной, но устойчивой традиции лежит корпус сочинений отца-основателя современного КНР, Мао Цзэдуна. Затем идут реформистские идеи Дэн Сяопина, концепция "трёх представительств" Цзян Цзэминя, идея научного развития Ху Цзиньтао и наконец мысли Си Цзиньпина.
Все они были вписаны в устав КПК, откуда, согласно китайской практике, должны были перекочевать в конституцию. Однако она не менялась еще со времен Ху Цзиньтао, что дало повод нынешнему главе КПК дополнить основной закон государства не только взглядами предшественника, но и своими.
Такой символический жест укрепил статус Цзиньпина и, в какой-то степени, поставил его на один уровень с отцами-основателями современного Китая. Правда, по мнению, Ломанова, сравнение с "великим кормчим" — явное преувеличение.
"Говорить о нем, как о втором Мао, еще рано. Я бы сказал, что в истории современного Китая это третий по значимости и авторитету лидер после Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина", — считает востоковед.
По его мнению, политика главы КНР за последние 10 лет оказалось достаточно успешной, чтобы большинство населения поддержало решение о продлении полномочий.
С одной стороны, по интернету гуляют шутки в духе российского политика Виктора Черномырдина: никогда так не было, и вот опять. Дескать, возвращаемся во времена императорского Китая. Да и за границей оппозиционеры и правозащитники говорят о неприятии "бесконечного" срока Си Цзиньпина.
С другой — Цзиньпина реально сплотил китайское общество за счет сплава идей нового социализма и китайского патриотизма, действующего безотказно.
Он прославился как непримиримый борец с коррупцией и защитник социальной справедливости. Так, административную элиту заставили вести более скромный образ жизни, а чиновник более не считался хозяином жизни, недосягаемым для правосудия. Несколько громких процессов над партийными функционерами показали: если госслужащий ворует или берет взятки, его ждет суд и суровое наказание, вплоть до расстрела.
Кроме того, Си Цзиньпина пообещал народу, что в ближайшие годы Поднебесная установит свое лидерство среди развитых стран, и сделал, все, чтобы исполнить это обещание.
Благодаря такому гибкому курсу реальных оппонентов политики главы КНР сейчас нет, по крайней мере, среди широких масс.
Новый Шелковый путь
Для республик Центральной Азии — Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана и Казахстана, продление полномочий Си Цзиньпина имеет огромное значение. Просто потому, что китайский лидер является вдохновителем идеи "Один пояс — один путь".
Напомним, что проект "Экономического пояса Шёлкового пути" и "Морского Шёлкового пути XXI века" был озвучен Цзиньпина в 2013-м. "Пояс" должен охватить большую часть пространства Евразиии, объединив в единое пространство "новые экономики" государств Центральной Азии.
Страны региона будут играть ключевую транзитную роль на пути из Китая в Европу.
И теперь руководство Поднебесной твердо намерено довести дело до конца.
"В прошлом году на съезде КПК концепцию "Один пояс — один путь" вписали в партийный устав. Если бы китайская политическая элита относилась к этому проекту несерьезно — никто бы не пошел на этот шаг. А теперь для 80 миллионов партийцев работа над ним является обязанностью члена КПК", — пояснил Александр Ломанов Sputnik Таджикистан.
Чтобы колоссальный проект размером с континент обрел четкие границы, Си Цзиньпина как раз не хватает примерно 10-12 лет, которые ему и предоставили.