Быть или казаться: о настоящем человеке XXI века

Со временем мы начинаем отличать настоящих людей от тысяч "поддельных", которые выбирают лишь казаться, а не быть значимыми
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

В годы студенческой юности мой однокурсник Рустам пригласил меня к себе домой на празднование дня рождения. Я был у него в гостях впервые, поэтому он провел экскурсию по квартире, где жила его семья, с особой гордостью продемонстрировав свою комнату (люди советского поколения поймут причину этой гордости).

Люди — подделки под "лейбл"

Рассматривая книжный шкаф, я заметил за стеклом маленькую фотографию, вырезанную из еженедельника "За рубежом" и наклеенную на картонный квадратик. На ней был изображен популярный в те годы английский певец Клифф Ричард. На обороте красовалась выполненная корявым почерком моего однокурсника надпись: "Рустаму от Клифа".

Я катался по полу от смеха, а невозмутимый однокашник на полном серьезе втолковывал мне, что этот автограф дан ему лично Клиффом, а пропущенная в имени буква объясняется низкими познаниями певца в русском языке.

Этот случай я вспомнил через пару месяцев, когда с ним же ехал в троллейбусе. На задней площадке "блистал" кажущийся себе ультрамодным парень, одетый в попугайской расцветки рубаху и самопальные вельветовые брюки. На ногах стиляги красовались черные остроносые туфли на ядовито-желтой подошве с высоченными скошенными каблуками.

Но не они привлекли наше внимание. На заднем кармане брюк красовался простроченный швейной машинкой кусок целлофана, в который впихнули квадратик бумаги из школьной тетради по математике в клеточку. На нем красной шариковой ручкой было написано Mantana. Окончательно нас добил тот факт, что одна сторона целлофана осталась не пришитой, то есть "лейбл" можно было менять хоть десять раз на дню.

От Таджикистана до Судана: как врач Даврон Мухамадиев помогает мигрантам

Тогда мы хохотали на весь троллейбус, но позже я задумался о причинах, побуждающих людей любыми способами выделиться из толпы, демонстрировать окружающим свою "избранность", не задумываясь над тем, как глупо они выглядят.

В наше время не было модного сейчас выражения "колотить понты", но некоторые индивидуумы вполне ему соответствовали. Сейчас их гораздо больше, они дырявят уши, обкалываются татуировками, вставляют колечки в пупки, надрезают языки, в общем выделываются по полной. Ими руководит маниакальное желание подчеркнуть свою особенность, непохожесть на серую массу, завоевать признание даже ценой телесных травм.

Здравомыслящие люди считают эти приемы глупостью, но поклонникам гламура плевать на их мнение. Им кажется, что таким образом они выражают свою уникальность, но ключевое слово здесь именно "кажется". И я давно научился отличать тех, кто на самом деле является Личностью, от тех, кто пытается ею казаться.

Настоящая личность среди поддельных

Гражданской войны в Таджикистане могло бы и не быть
Скажем, в конце 1990-х мои московские друзья попросили помочь Леониду Рошалю, которому надо было попасть в Афганистан для лечения детей в лагерях тамошних беженцев. Это сейчас имя знаменитого врача гремит на весь мир, а тогда он был большей частью известен в медицинских кругах. 

Я встретил его в аэропорту Душанбе и привез к себе домой. Выезд на границу был назначен на следующее утро, поэтому мы спокойно уплетали приготовленный мною "фирменный" шашлык. Поужинав, он предложил осмотреть моего старшего сына, которому тогда не было и годика, на предмет всяческих патологий.

Пока Рошаль "священнодействовал", я, памятуя о московских обычаях, приготовил энную сумму денег, каковую попытался всучить ему по окончании процесса. Он глянул на меня поверх очков и поинтересовался стоимостью шашлыка, которым я его потчевал. Сгорая от стыда, я рассыпался в извинениях, на что доктор улыбнулся, махнул на меня рукой и произнес одно короткое слово: "Забыли".

 

На следующий день по пути на границу я поинтересовался, бывал ли он раньше "за речкой", то бишь в Афгане, представляет ли какие там сейчас условия, ведь идет война. На что Леонид Михайлович, пожав плечами, дал гениальный ответ: "Дети везде одинаковы". Тогда я понял, что у этого невысокого, нескладного, седого мужчины есть внутри титановый стержень, именно есть, а не кажется.

Быть или казаться

За свою жизнь я встречал много таких людей, жаль, что в последнее время они попадаются все реже и реже. Сейчас на первый план вышло умение казаться, а не быть. Большинство стремится походить на героев боевиков или "мыльных опер", копируют эстрадных идолов или популярных киноактеров. Быть по-настоящему яркой личностью не хватает силенок, да и невыгодно это по большому счету, не приносит дивидендов, вот и получается эрзац человека.

Россиянин ломает стереотипы о Таджикистане за 9 минут - видео

Мой сосед отпахал несколько лет трудовым мигрантом в России и на все заработанные деньги купил люксовый кроссовер "Лексус" (в иномарки премиум-класса стоят очень дешево, так как большинство из них угнано в Европе) и теперь "таксует" на нем по улицам Душанбе. При этом постоянно жалуется, что большая часть выручки тратится на обслуживание автомобиля.

На мое предложение сменить его на машину попроще обижается, говоря, что это единственное такое такси в городе и его все знают. Эфемерная известность ему важнее, чем благополучие семьи, страдающей от хронического безденежья. Что тут скажешь…

Что важнее: быть кем-то или казаться кем-то — каждый решает для себя сам. Мне могут возразить словами классика: "Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей". Но во главу этой строки Пушкин вынес словосочетание "дельный человек", коим сначала надо все-таки стать, а уж потом отвлекаться на маникюр. Лично я считаю так. А вы?