ДУШАНБЕ, 8 мая — Sputnik, Азамат Шокиров. Рядовой Красной армии Акрам Усманов с вещмешком за плечами стоял у входа в Железнодорожный райвоенкомат города Сталинабада (ныне Душанбе). На календаре стояло 10 октября 1942. Бывший завмаг Таджиксельпрома добровольцем уходил на фронт защищать Родину. Было ему на тот момент 39 лет.
А в 1944-м в семью Усмановых пришло извещение, из которого родные узнали, что их сын, муж, отец и брат пропал без вести в боях за Белоруссию. Больше о судьбе красноармейца никаких вестей не было. Жена Акрама — Бикабий так и не поверила в гибель супруга и ждала его возвращения до самой смерти.
И только в марте 1990 стало известно, что стрелок, рядовой 215-го полка 179-й дивизии Усманов Акрам Закирович погиб 2 апреля 1944 года в Витебской области.
Навестить его могилу собирались двое сыновей, люди уже пожилые и семейные, но жизнь распорядилась иначе. Оба они вскоре скончались с промежутком в пару месяцев от сердечного приступа. Затем по некогда огромной стране прокатился парад независимости, залпы "салюта" которого вызвали в Таджикистане многолетнюю гражданскую войну.
О том, чтобы посреди текущих боевых действий отдать долг памяти погибшим в ВОВ, речи, увы, не шло.
Лишь теперь внуку павшего героя Рустаму удалось реализовать давнюю мечту своей семьи. Он стал первым таджикистанцем, приехавшим в деревню Звонарево Витебской области поклониться могиле деда.
В Душанбе прошел субботник по благоустройству захоронений участников ВОВ
"Я знал, что мне предстоит служебная командировка в Минск, поэтому начал готовиться загодя. Через работников посольства Беларуси в Душанбе, сотрудников Центрального военкомата в Минске начал собирать информацию о месте захоронения дедушки. Вы представляете, всего за неделю мне не только прислали точный адрес его могилы, но и подробный маршрут от Минска до Звонарево со всеми пересадками, расписанием транспорта и расстоянием до точки", — волнуясь, рассказывает Рустам.
Следуя указаниям, душанбинец добрался до Витебска, где его встретила директор историко-этнографического музея "История Звонаревского края" Людмила Никитина.
Она сопроводила его до кладбища, где похоронены более 6 тысяч солдат и офицеров ВОВ, погибших при освобождении этих мест от оккупантов. Среди имен и фамилий на мемориальных досках, Рустам нашел и имя своего деда, уроженца Таджикистана.
"Что я тогда чувствовал — словами не передать. Меня переполняли эмоции: радость, что я наконец-то нахожусь там, где он принял свой последний бой, грусть и одновременно гордость за предка, огромная благодарность к тем, кто не забыл о подвиге, совершенном более 70 лет назад", — говорит мужчина, еле сдерживая слезы.
Кладбище в Звонарево, обелиски, мемориал — все это воздвигнуто на средства и руками простых граждан, волонтеров, трудившихся здесь в свободное от работы время. Их вдохновителем стала простая школьная учительница Людмила Никитина, ныне возглавляющая местный музей.
"Он расположен рядом с захоронением. Я зашел в музей и был поражен до глубины души. Нет, не десятками грамот от государственных, общественных и международных организаций, а тысячами и тысячами благодарственных записей на разных языках, оставленных посетителями со всех концов света. Людмила Константиновна пригласила меня к себе домой, и мы беседовали несколько часов. Она великая женщина, которая делает великое дело!" — рассказывает душанбинец.
Рустам Эмомали поручил выплатить ветеранам ВОВ по 170 долларов
Он вообще с большой теплотой отзывается обо всех жителях Беларуси, встретившихся на его длинном пути, отмечая их необычайную доброжелательность и готовность прийти на помощь любому, неважно, соотечественнику или нет. По работе ему приходится много и часто ездить по миру, так что Рустаму есть, с чем сравнивать. Но главной отличительной чертой белорусов он считает их отношение к событиям Великой Отечественной.
"Там все помнят о войне, от мала до велика. Я вырос в советское время, нас учили, что все республики, входящие в СССР, братские. Союз распался и оказалось, что это не так. Я был на Украине, вроде бы соседняя с Беларусью страна, а там за георгиевскую ленточку на груди могут убить. Как они могли докатиться до такого — до сих пор понять не могу", — с горечью произносит Рустам.
Его возмущают усилившиеся в последнее время попытки пересмотреть историю ВОВ и ее итоги, в частности признание ключевой роли США и союзников в победе над Третьим рейхом в западных СМИ. Все подобные манипуляции Рустам считает кощунством.
"Поток дезинформации захлестнул весь мир. Здравомыслящие люди знают, как все происходило на самом деле, но их с каждым годом становится все меньше. Пройдет еще 20-30 лет, это поколение уйдет, а на его место придут люди, зомбированные пропагандой. Чтобы этого не произошло, мы должны хранить память о войне и передавать ее нашим детям", — уверен Рустам.
Поэтому он увеличил фото погибшего на Витебщине деда для плаката, с которым, как всегда, выйдет на шествие "Бессмертного полка" в Душанбе в сопровождении троих сыновей.
Для его семьи День Победы — не праздничный выходной, а дань памяти подвигу всего советского народа, выстоявшего и победившего в самой жестокой и кровопролитной войне XX века, и сыну этого народа — рядовому Усманову Акраму Закировичу.