ДУШАНБЕ, 17 мая — Sputnik. Многие вернувшиеся из России в Таджикистан трудовые мигранты уже хорошо знают русский язык, принимают русскую культуру, культуру питания и стараются дома говорить по-русски, а также отдают детей в школы с русским языком обучения, пишет РИА Новости.
По данным социологических исследований, число детей мигрантов в школах с русским языком обучения и школах, где есть русские классы, составляет почти 50%.
Часть этих школьников нацелена на дальнейшую учебу в вузах или колледжах, но большинство говорят, что сразу после окончания школы поедут в трудовую миграцию в Россию.
Дети трудовых мигрантов находятся под влиянием именно того родителя, который вернулся из России. Девочки в таких семьях очень часто отказываются выходить замуж сразу после окончания школы, просят разрешить им продолжить учебу, хотя раннее замужество традиционно принято во многих таджикских семьях.
Бизнес-леди
Женщины-мигрантки, вернувшись домой, открывают небольшие швейные цеха, мини-пекарни, кондитерские, молочные мини-фермы, занимаются ремесленничеством.
К примеру, одна из мигранток Шоира — жительница востока страны, накопив во время работы в РФ небольшую сумму денег, смогла открыть в своем поселке киоск фаст-фуда, идею которого взяла с российского, куда любила ходить, когда жила и работала в Екатеринбурге. По словам Шоиры, поселок хоть и небольшой, но от клиентов нет отбоя, жителям нравится шаурма и хот-доги, которые она делает.
Другая мигрантка Рухшона, отучившись на швею в российском колледже, открыла небольшое ателье по пошиву национальной и европейской одежды, национальной вышивке. У нее есть постоянная клиентура и заказы на месяц вперед.
Таджикские женщины с детства умеют работать с тестом, печь лепешки, лепить пельмени и манты, поэтому в России занимаются этим в кафе и столовых, при этом обучаясь также кондитерскому делу.
Открытие кафе, столовых, кондитерских, пошивочных ателье – традиционно для Таджикистана, и эти мигрантки пошли по проторенному, известному им пути.
Но идей мало
Пока мигрантов, возвращающихся в Таджикистан и пытающихся изменить ситуацию в бизнесе, очень мало, и их роль в привнесении новых идей мизерна. Есть определенные изменения в культуре общения: чтобы не забыть русский язык, многие из них стараются говорить по-русски, смотрят передачи российского телевидения, читают газеты на русском языке и очень хотят, чтобы их дети учились в России.
По мнению экспертов, возможно именно благодаря грамотным мигрантам, вернувшимся домой, не снижается ареал общения на русском языке, растет потребность в русских школах.
"Возможно, многие из вернувшихся домой трудовых мигрантов хотели бы открыть в Таджикистане свой бизнес, опираясь на опыт, приобретенный в России. Но из-за традиционных семейных обязательств, принятых в таджикских семьях, они обязаны обеспечивать еще нестарых родителей, свою семью, где обычно жена не работает, младших братьев и сестер, пока они учатся и не заведут свои семьи, дать деньги на их свадьбы, давать деньги на ремонт дома", — отметила эксперт в области миграции, социолог Ситора Назарова.
Он подчеркивает, что из-за этого очень трудно сделать накопление на открытие собственного дела, даже если мигрант получает хорошую зарплату.