Большинству читателей нашу героиню представлять не нужно. Нохид Зейналпур, заслуженная артистка Таджикистана и лауреат государственных наград – на родине она была настоящей звездой. Но 18 лет назад Нохид покинула родные края и переехала в Москву.
Никогда не падала духом
С Нохид Зейналпур я встретился на концерте артистов Таджикского культурного центра в парке-музее "Этномир". Блистательная скрипачка по-настоящему "зажгла" концертный зал, а после выступления согласилась пообщаться.
— Нохид, внешне вы очень похожи на оперную диву. Но почему Вы выбрали именно скрипку?
— У вас ведь была творческая семья?
— Папа — Теймур Зейналпур — учился в Москве, закончил ВГИК, потом работал кинорежиссером на студии "Таджикфильм". К сожалению, сейчас его нет, ушел из жизни. Мама – Гулибох Зейналпур – преподавала в музыкальной школе теорию музыки, сольфеджио, фортепиано. Ну в общем, да, я в творческой семье родилась. Конечно, мне это сильно помогало по жизни.
Образование я получила очень достойное. Окончила единственную в то время республиканскую среднюю специальную музыкальную школу имени Зиёдулло Шахиди. Потом — Институт искусств. А дальше работала в оркестре Театра оперы и балета.
— Вы помните, как вам в первый раз аплодировали?
— Это было на пятом курсе. В 1990 году – еще до распада — я впервые сыграла в театре соло с симфоническим оркестром. Это не выкинешь из памяти. Я счастлива, что хотя бы краешком застала "золотой" период конца 80-х. Но потом, к сожалению, все стало рушиться, рассыпаться. Стали уезжать лучшие педагоги. И, к сожалению, разразилась гражданская война. Это все мы пережили. Было тяжело. Но все-таки музыка держала, помогала, вдохновляла! Мы никогда духом не падали.
Медаль от президента
— Войну вы, получается, пережили на родине?
— А в это время разве была востребована музыка?
— Сначала я играла в оркестре Театра оперы и балета. Параллельно были какие-то свадьбы, банкеты, юбилеи. Вот на это и жили музыканты. Все через это проходили. Главное – не опускать руки, как бы ни было трудно.
— Что помогло вам пережить трудные времена?
— Сама музыка. Она всегда вдохновляла меня и стимулировала творить, создавать, сочинять что-то новое, без нее не могу. Я с пяти лет, с раннего детства, отдала свою жизнь скрипке. Это царица музыки, состояние души передаешь через свой инструмент. Слава Богу, когда тебя тепло принимают, когда видишь сияющие глаза слушателей, благодарную реакцию публики, – это большое счастье.
— Вы часто выступали на официальных концертах? Были вхожи в кабинеты власти?
— Да. Более того, я получила медаль от президента, ведь я много лет играла на правительственных мероприятиях — на саммитах ШОС, ЕАЭС, когда они собирались в Таджикистане – почти на все мероприятия меня приглашало Министерство культуры.
— А почему же вы тогда на пике карьеры уехали в Россию?
— Не было достойной постоянной работы. Не мы первые и не мы последние. К сожалению, сотни тысяч земляков вынуждены были уехать, потому что они не могли себя реализовать, даже имея профессию. При всем моем уважении и любви к своей стране, так получилось. Мы уехали, но все равно продолжаем поднимать флаг нашей родины.
Любить Москву
— В Москве вы сразу нашли себе нишу?
— Нет, конечно! Переезжая, всегда начинаешь с нуля. И я не исключение. Я искала работу в ресторанах, кафе. Первые заработки были именно такие. Я не стесняюсь, это — честный хлеб.
— Покорять Москву вы приехали одна? Или с семьей?
— Сначала одна. Так все начинают. Первые несколько лет было тяжеловато. Но постепенно я получила и вид на жительство, и гражданство. Ко мне приехал муж.
— А вам не хотелось просто вернуться?
— Я действительно люблю свою родину, очень к ней привязана. До сих пор помню ее реки, горы, воздух, фрукты. Но обстоятельства жизни так сложились. Мне хотелось, чтобы дети мои учились уже в Москве, чтобы получили московское образование. Так и получилось. Сын теперь кинорежиссер. В прошлом году получил диплом.
— Он тоже закончил ВГИК, как дедушка?
— Нет, он закончил Московский университет культуры и искусств. Сейчас он снимает фильмы, ездит с телекомпаниями по разным странам мира.
— Он документалист?
— Да. Помните, как посол России Андрей Карлов был застрелен в Турции? Мой сын сделал дипломный фильм об этой истории. А я выступала в концерте "Музыка против террора", посвященном памяти убитого посла.
— В России у вас есть любимые места?
— Я Москву люблю, честно. Просто чувствую себя здесь в своей тарелке. Потому что мы рождены в советском многонациональном Таджикистане. Соседи абсолютно никогда не интересовались, кто есть кто. Делили между собой все: таковы наши традиции, обычаи. Друг к другу ходили в гости. Мы знали, что такое Пасха. Соседи угощали нас куличами. А мы их – восточными сладостями в свои праздники. С тех пор, как я приехала в Москву, я никогда не чувствовала, чтобы кто-то попытался меня притеснить или унизить. Такого не было.
Древняя прекрасная культура
— Вы исполняете только классику?
— Я знакома и с классической музыкой, и с эстрадой, и с фольклором, который очень люблю. Много ездила по миру. Очень люблю греческий сиртаки. Все мелодии народов мира есть в моем репертуаре. Я горжусь этим.
Большое впечатление произвела на меня родина моих предков – Иран. Это очень высококультурная страна, ее мелодии у меня в крови.
Фестиваль "Этномир" в Москве, например, завершала именно иранской мелодией.
— Вы часто официально представляете Таджикистан?
— Очень часто. От посольства езжу как заслуженная артистка республики. Выступаю на концертах в День независимости, на празднике Навруз, который в Москве отмечается ежегодно.
— Здесь, в Москве, с какими-то звездами есть у вас проекты?
— Нет. С российским шоу-бизнесом я не так близка. Но часто выступаю с ансамблем этнической музыки "Миррос". Мы давали два концерта в Кремле, на кремлевской сцене.
— Если бы еще раз довелось выбирать жизненный путь, вы бы пошли в артисты?
— Конечно! В общеобразовательной школе я училась так себе. Математика у меня была слабая. Если Господь одарил тебя талантом, надо посвятить ему свою жизнь. Мне суждено было стать музыкантом. Я отдаю скрипке всю свою душу, всю жизнь. Стараюсь играть так, чтобы посредством инструмента выражать состояние души, возбуждать в сердцах моих слушателей добрые чувства.
— С земляками вы часто общаетесь?
— Земляков люблю. И здесь стараюсь, чем могу, поддерживаю: кого – морально, кого – материально. Я активно участвую в работе Таджикского культурного центра.
Мы рук не опускаем, все делаем на одном энтузиазме. Стараемся открыть глаза другим народам на таджикскую культуру. Мы хотим, чтобы люди понимали, что таджики – это не только водители такси и дворники, но и представители древнейшей прекрасной культуры.