Больше не друг: почему Adidas сказал "нет" Ирану

Спортивный эксперт рассказал, почему Adidas прервал совместную работу с Ираном, несмотря на то что никаких прецедентов в сотрудничестве между ними не возникало
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

ДУШАНБЕ, 13 авг — Sputnik. После того как компания Adidas исключила на своем официальном сайте Иран из числа списка государств, имеющих доступ к услугам и продукции компании, это вызвало недоумение у президента Федерации футбола Ирана Мехди Тадж.

Он потребовал официальных извинений от производителя спортивной одежды.

Снявшая хиджаб иранская болельщица очаровала соцсети своей красотой

При этом чиновник был поражен действиями концерна, ведь иранская национальная сборная полностью выполнила свои обязательства в рамках контракта с Adidas, в том числе во время прошедшего в России ЧМ по футболу.

Заместитель главы компании мотивировал подобное решение тем, что концерн котируется на американской бирже и не может продолжать сотрудничество с Ираном после возобновления санкций.

Накануне ЧМ-2018 компания Nike также отказалась предоставить спортивную обувь иранской национальной сборной по этой же причине.

Фархад Эшванди, иранский спортивный эксперт и шеф-редактор новостного портала Khabaronline, в интервью Sputnik Иран рассказал о том, какие договоренности существовали между Федерацией футбола Ирана и Adidas и почему это произошло.

Они считает, что санкции все-таки затронули сферу футбола.

Приключения иранского Месси в Москве

"Футбол и спорт в соответствии с лозунгами FIFA должны быть отделены от политики. К сожалению, санкции США против Ирана привели к финансовым сложностям, которые коснулись и футбола. Главный тренер иранской сборной Карлуш Кейрош, к примеру, 7 месяцев не мог получить зарплату из-за этих проблем. Теперь будущее сотрудничество Кейроша с Ираном видится проблематичным, поскольку любые суммы, которые переводятся с иранских счетов в Европу или на счета международных банков, блокируются США", — объясняет эксперт.

По словам Эшванди, за год до начала ЧМ Федерация футбола Ирана закупила униформу в представительстве Adidas в ОАЭ и Турции, и на тот момент речи о заключении контракта не шло.

Не тронь чужое: Иран обвинил Израиль в краже снега и облаков

Вопрос с подписанием договора возник, когда сборная Ирана попала на ЧМ. Кроме того, Карлуш Кейрош подчеркивал, что игрокам нужна лучшая форма. Федерация подобрала цвет формы для ЧМ, белый и красный, и закупила необходимое количество униформы. 

Как подчеркнул эксперт, во избежание финансовых сложностей соглашение между Федерацией футбола Ирана и представительством Adidas было подписано с региональным представительством компании Adidas на Ближнем Востоке.

При этом это был контракт по купле-продаже одежды, а не договор о спонсорстве.

Иранец из Книги рекордов Гиннесса собирается на ЧМ-2018 в Россию

"Вначале речь шла о том, что Adidas должна предоставить для иранской национальной сборной форму с эксклюзивным дизайном, и Иран был одной из стран, спонсором которой должен был выступать Adidas. Тогда в компании сообщили, что законодательство Министерства промышленности Ирана не позволяют осуществлять инвестиции в эту страну и заявили, что если 25% продукции будет произведено в Иране, то для них это не представляется возможным. Поэтому договор был подписан не как соглашение о спонсорстве, а как контракт о продаже одежды, который могла заключить любая компания с представительством Adidas", — подчернкул Эшванд.

Ковалев: новые санкции США не приведут к полной изоляции Ирана

Он отметил, что именно на этом основании Adidas предоставила Федерации скидку 70%. В договоре содержалось положение о том, что, если Иран будет продавать одежду с этим дизайном, то процент вырученных средств от продажи будет поступать Федерации футбола Ирана, чего впоследствии не произошло.

Вопреки словам Таджа о том, что форму нужно производить и продавать на рынке Ирана, на прилавки страны она не поступила, а в Москве эта одежда продавалась не в таком количестве, как униформа других команд.

Сборная Ирана

Эшванди считает, что проблему можно решить, если международные фонды и FIFA начнут оказывать поддержку иранскому народу и откроют доступ иранцам к качественным спортивным мировым брендам.

Для того чтобы иностранным компаниям, в том числе Adidas, было выгодно заключать спонсорские договоры с иранскими командами и производить спортивную продукцию, в первую очередь нужно решить ряд спорных вопросов в законодательстве страны.

По словам Эшванди, Adidas и Nike не хотели бы упускать такой большой рынок, как Иран, однако они должны понимать, какой для них будет экономическая выгода.

"Как бы это ни прозвучало, это торговые компании, а футбол – это большой бизнес. Полагаю, компания не имела другого выхода. В целом закупки Ирана в Adidas не достигают и миллиона долларов. Даже небольшой контракт может иметь серьезные последствия для компании Adidas. Именно поэтому они отказались от договора с Ираном и заявили, что не будут продавать стране одежду и принимать оплату от Федерации футбола", — заключил он.