За последние десятилетия в Таджикистане произошло несколько крупных авиакатастроф, в которых погибли сотни граждан. Наиболее масштабные катастрофы произошли на территории республики в 1973 и 1993 годах.
Sputnik Таджикистан собрал самые трагические происшествия в истории таджикской авиации.
Падение самолета Р-5 в горах Памира в 1942
Эта шокирующая история произошла в Таджикистане во время Второй мировой войны. В горах Памира 16 февраля 1942 потерпел крушение самолет Р-5. На борту находились шесть пассажиров, в том числе жена начальника хорогского аэропорта Анна Гуреева с двумя детьми — 10-летним Сашей и грудным Валерием.
Самолет зацепился за одну из вершин перевала Одуди, так называемых Рушанских Ворот, и упал в урочище Кала-й-Вамар. Машина полностью разбилась, при этом фюзеляж и левая верхняя плоскость остались целыми. Все пассажиры чудом выжили, получив небольшие травмы, однако далее произошел ряд ужасных событий.
Люди оказались без продуктов питания и теплой одежды на высоте 4500 метров. В таких экстремальных условиях — мороз до —30, глубокий и сухой снег, разреженный воздух — сложно выжить даже физически крепкому мужчине, не говоря уже о женщине и детях.
В течение девяти дней люди ждали помощи. Наконец, мужчины все-таки отправились в путь, оставив слабеющую женщину одну с детьми. Один из путешественников во время перехода через перевал сорвался в ущелье и погиб. Выжившие через несколько дней добрались до кишлака, откуда были переправлены в Хорог. Впоследствии из-за обморожения двоим ампутировали ноги.
Про Анну и детей забыли. По какой-то причине спасшиеся мужчины сообщили, что она погибла в авиакатастрофе. Тем не менее женщину обнаружили спустя 85 дней благодаря следующим обстоятельствам.
В начале мая 1942 нарком СССР Вячеслав Молотов приказал найти в Таджикистане все разбившиеся до этого времени Р-5 и снять с них двигатели, чтобы использовать на фронте. В Таджикистане была собрана поисковая экспедиция из 14 добровольцев, которая отправилась на место авиакатастрофы. Среди участников похода был и муж Гурьяновой.
Полуживую Анну обнаружили через четыре дня после начала экспедиции. Дети к тому моменту погибли от голода. Чтобы выжить, несчастной матери пришлось есть их трупы, о чем она написала в дневнике, который вела в горах все это время.
В Таджикистане было возбуждено уголовное дело по факту оставления женщины с детьми в безвыходной ситуации. Все трое мужчин получили разные сроки наказания. Пилот был направлен на фронт в штрафной батальон.
Гуреева больше года лечилась в Таджикистане в Душанбинской психиатрической больнице, после чего второй раз вышла замуж и родила детей.
Крушение Ил-18В в феврале 1973
Серьезная авиакатастрофа произошла в Таджикистане 24 февраля 1973 года. В результате крушения самолета Ил-18В компании "Аэрофлот", выполнявшего рейс Душанбе — Ленинабад — Москва погибли 79 пассажиров.
Самолет разбился в Матчинском районе Ленинабадской области, в 8,4 километра от районного центра Бустон.
Во время падения у авиалайнера отвалились крылья — их нашли на расстоянии 500-630 метров от фюзеляжа. Всего площадь разброса обломков составила 1200 на 550 метров.
Причины катастрофы до конца выяснить не удалось.
Официальные результаты расследования показали, что все основные системы, включая систему управления, были исправны. Технических повреждений найдено не было, экипаж подготовился к полету, погодные условия были нормальными.
В районе не проводилось никаких военных учений. Организация и управление воздушным движением в целом соответствовали установленным требованиям. На момент катастрофы авиалайнер имел 20 404 летных часа и 9590 посадок.
Вместе с тем были выявлены ошибки диспетчера — он не следил за движением самолета на последнем участке полета, не заметил уклонение от трассы и почему-то даже не обратил внимания на исчезновение самолета с экрана радиолокатора.
Сообщалось также, что экипаж совершал полет с грубыми нарушениями, не контролировал фактическое нахождение самолета и при этом не оповещал диспетчера о происходящем.
В конечном итоге пилоты оказались полностью дезориентированы и начали совершать ошибочные маневры. В частности, они резко перевели самолет в левый крен, тем самым введя его в крутое снижение. Это и привело к роковому исходу событий.
Авиакатастрофа Як-40 в Хороге в августе 1993
Крупнейшая в истории Таджикистана авиакатастрофа произошла в Хороге 28 августа 1993-го. Инцидент стал также самой знаменитой катастрофой в истории самолетов Як-40. Погибли 82 человека, в том числе 14 детей.
Самолет "Точикистон" прилетел в Хорог из Душанбе утром. Его пилотировал экипаж, состоящий из пяти человек.
На тот момент в Таджикистане шла гражданская война, город был захвачен боевиками. В аэропорту Хорога скопились несколько сотен людей. Все они стремились попасть именно на этот рейс, чтобы как можно скорее покинуть город.
Когда началась посадка, внезапно появились вооруженные люди. Они вывели всех пассажиров из самолета, а затем начали рассаживать всех по своему усмотрению.
Салон самолета был рассчитан на 28 пассажиров, при этом в него посадили 81 человека. Диспетчера, который должен был контролировать посадку, вооруженные люди даже не подпустили к трапу.
Авиалайнер оказался сильно перегружен — в общей сложности на три тонны. Экипаж попытался договориться с боевиками, однако террористы стали угрожать расстрелом. Пилоты были вынуждены начать взлет.
Авиалайнер проехал всю взлетно-посадочную полосу — 1629 метров. Выкатившись за пределы полосы, он продолжил набирать скорость. Самолет врезался левой стойкой в бруствер неглубокого арыка, затем столкнулся с камнем высотой 60 сантиметров. Еще через 30 метров левое колесо авиалайнера попало в промоину и разрушилось, а правое ударилось о бетонный дот метровой высоты, после чего самолет со всеми пассажирами рухнул в реку Пяндж.
Непосредственно на месте катастрофы были найдены тела 80 погибших. Спастись удалось четырем пассажирам. Также выжили два члена экипажа, которые скончались позже в больнице. Проститься с ними пришли десятки людей со всего города.
После этой страшной трагедии все пассажирские полеты в Хороге были прекращены до конца гражданской войны в Таджикистане.
Авиакатастрофа Ту-154Б в ОАЭ в 1997
Самолет Ту-154Б авиакомпании Tajik Air разбился 15 декабря 1997-го в окрестностях Шарджи (ОАЭ). Авиалайнер выполнял чартерный рейс из Худжанда в Шарджу.
Крушение унесло жизни 85 пассажиров. Среди них были известные в Таджикистане люди, в частности, замглавы Налогового комитета Таджикистана Азам Негматов, начальник Согдийской авиакомпании Абдурахмон Алиев, проректор Таджикского медуниверситета Абдусалом Баракаев и футболист Орифа Бобохонов.
Результаты расследования авиакатастрофы были оглашены в Таджикистане лишь спустя 10 лет.
Согласно опубликованным данным, крушение произошло по вине экипажа и, отчасти, диспетчера.
При входе в воздушное пространство ОАЭ диспетчер доложил пилотам, что посадка будет осуществляться по методу радиолокационного наведения. Нестандартная схема захода на посадку дезориентировала членов экипажа, и они начали совершать серьезные ошибки. Так, несвоевременно были выпущены шасси, в связи с чем автоматически выключилась сигнализация опасного сближения с землей.
Установленный в аэропорту Дубая устаревший радиолокатор не был оборудован системой по предупреждению и оповещению достижения воздушным судном минимально безопасной истинной высоты, поэтому не смог предупредить диспетчера о ситуации.
Кроме того, на высоте 210 метров над землей самолет неожиданно попал в зону турбулентности, что также стало одним из роковых факторов, приведших к катастрофе.
Все это повысило психологическую нагрузку на экипаж. В результате на протяжении последних двух минут полета никто из членов экипажа не следил за высотой полета.
Сделав несколько кругов над аэродромом, самолет врезался в землю на скорости 370 км/ч. При ударе штурмана выбросило из кабины, он получил тяжелые травмы, но каким-то образом остался жив. Все остальные 85 человек погибли.
Крушение вертолета Ми-8 близ КПП "Нижний Пяндж" в 1999
Серьезные авиакатастрофы с военными вертолетами в Таджикистане произошли в 1999-м и 2010 годах.
О первом инциденте стало известно 2 апреля 1999-го.
На участке Пянджского ПОГО в районе КПП "Нижний Пяндж" в 130 километрах южнее Душанбе потерпел катастрофу вертолет МИ-8, принадлежавший Группе российских погранвойск в Таджикистане.
При полете вдоль реки Пяндж вертолет зацепил линию электропередачи и упал в реку.
Авиакатастрофа произошла через 35 минут после вылета. Трагедия унесла жизни 18 военных, находившиеся на борту, в том числе начальника штаба группы генерал-майора Берсенева, заместитель начальника группы полковника Сокола и начальника Пянджского погранотряда, полковника Усенко.
Крушение вертолета Ми-8 в Раштском районе в 2010
Вертолет Ми-8 Национальной гвардии Таджикистана потерпел крушение в Раштском районе 6 октября 2010.
Ми-8 в тот день возвращался из ущелья Комароб, где шли боевые действия правительственных сил против незаконных вооруженных формирований из числа бывших боевиков вооруженной оппозиции.
В результате катастрофы погибли бойцы спецподразделения ГКНБ Таджикистана "Альфа" и военнослужащие Нацгвардии — всего 28 человек.
Специально созданная комиссия по расследованию причин авиакатастрофы заявила, что крушение машины произошло по техническим причинам. Вертолет зацепился винтом за натянутую в горах проволоку. Обычно местные жители спускают на таких приспособлениях с гор собранный хворост и другую поклажу.
Крушение Ан-12 в Судане в 2010
Восемь лет назад, 4 ноября 2010 года, в Судане разбился транспортный самолет Ан-12. Он упал в 800 метрах от взлетно-посадочной полосы в районе аэропорта Джубы — столицы Южного Судана.
Трагедия усугубилась тем, что самолет рухнул на рыбацкую деревню у берега Белого Нила. Количество жертв составило 41 человек.
В первые дни после авиакатастрофы стала поступать противоречивая информация о том, кому принадлежал самолет.
Выяснилось, что авиалайнер был зарегистрирован в реестре таджикской компании Asia Airways, но передан частной авиакомпании Ala International LTD из Объединенных Арабских Эмиратов.
Оператором последнего рейса выступала авиакомпания Allied Services Limited, базирующаяся в Южном Судане и занимающаяся грузовыми перевозками.
Asia Airways заявила, что Таджикистан не несет ответственности за произошедшее, так как самолет принадлежит компании, не являющейся резидентом страны.