Американцы преследуют в регионе собственные геополитические цели, стремятся ослабить взаимодействие Таджикистана с Россией и другими странами СНГ, исподволь демонтировать традиционное военно-техническое сотрудничество и добрососедство.
Соединенные Штаты 5 октября поставили Таджикистану новую партию военной техники "для отражения угроз из Афганистана" стоимостью более 8 миллионов долларов. Это преимущественно "тактические транспортные средства" для патрулирования и разведки, которые сделают эффективнее борьбу таджикских пограничников с афганским наркотрафиком.
Ранее посольство США передало таджикским пограничникам партию техники (15 автомобилей и средства связи) на 6 миллионов долларов. Подобные поставки финансируются из бюджета Программы по борьбе с наркотиками Центрального командования США, и с 2006 года Таджикистан получил военной техники на 155 миллионов долларов.
Американцы также оплатили создание инфраструктуры и обучение таджикских военнослужащих. По разным направлениям США за 26 лет предоставили Таджикистану сумму в 1,8 миллиарда долларов.
И все же, помощь США таджикам через структуру Пентагона, отвечающую за планирование операций и управление американскими войсками на Ближнем Востоке, выглядит достаточно странно. Вашингтон поставляет Душанбе технику для охраны границы со страной, которую США оккупировали в 2001 году. Американцы якобы помогают в борьбе с наркотрафиком, которому американская же оккупация обеспечила бурный ренессанс.
Зачем США нужен Таджикистан
В церемонии передачи техники в Душанбе участвовали поверенный в делах США Кевин Коверт, председатель Государственного комитета национальной безопасности генерал-полковник Саймумин Ятимов и командующий пограничными войсками генерал-полковник Раджабали Рахмонали, что свидетельствует о высоком уровне взаимодействия и доверия сторон. Что же происходит на самом деле?
Таджикистан и США укрепляют военное сотрудничество. Безусловно, это не жаркие объятия, а холодный расчет, и взаимоотношения США с Таджикистаном развиваются как фрагмент более широкой американской стратегии в Центральной Азии. Вашингтон не разбрасывает деньги, а инвестирует в будущее.
Так, ранее президент Таджикистана Эмомали Рахмон обсудил потенциал оборонного сотрудничества в ходе встречи с командующим Центральным командованием США генералом Джозефом Вотелем.
Зачем глава Центрального командования США снова прибыл в Таджикистан
Подобный формат (встреча лидера суверенной страны с второразрядным иностранным генералом) лишь подчеркивает: интерес американцев к Таджикистану вызван, прежде всего, военно-политической неустойчивостью афганской площадки "планетарного контроля", где пересекаются интересы соседних Китая, Пакистана, Ирана и Туркменистана. Целью американской стратегии является снижение влияния России и Китая в странах Азии.
Таджикистан имеет границу с Афганистаном протяженностью 1300 км, и в ситуации постепенного подчинения Душанбе интересам Вашингтона, американское влияние может распространиться на север. При этом Россия рассматривается Пентагоном в качестве конкурента и объекта противоборства. В частности, США намереваются заменить российские вертолеты Ми-17 в Афганистане на машины американского производства.
Военно-техническое сотрудничество США с Таджикистаном направлено на укрепление проамериканских позиций в среде национального офицерского состава. Заметим, что американцы сосредоточены не на перевооружении таджикской армии (это стоит дороже), а на работе с офицерами силовых ведомств. Программы обучения таджикских офицеров реализуются постоянно.
Запуск только одной из подобных программ позволил посольству США создать в Таджикистане 27 групп партнерства полиции (лояльных Штатам). И вполне закономерно, что параллельно с российско-таджикистанскими проводятся совместные американо-таджикистанские контртеррористические учения, как это было весной 2017. Похоже, сирийский опыт взаимодействия американцев с национальной элитой и вооруженной оппозицией ничему не научил.
США взаимодействуют с Таджикистаном и в рамках формата С5+1, который является площадкой обсуждения проблем Центральной Азии без участия России. Вашингтон измеряет суверенитет бывших советских республик не степенью их реальной самостоятельности, а дистанцией отрыва от России и межгосударственных объединений с ее участием (ОДКБ).
В отношении Таджикистана США планируют внедрение в систему республиканской безопасности, размещение 250 агентов-консультантов в американском посольстве в Душанбе и определенного количества войск США, обеспечение необходимых условий для учебы таджикских элит и людей из правительства, симпатизирующих Европе и Америке. Кроме того, региональное военное командование США финансирует откровенно антироссийские информационные интернет-проекты типа "Каравансарай".
И судьба бывшего командира таджикского ОМОН Гулмурода Халимова, который бежал в Афганистан, присоединился к террористам псевдохалифата, ярко иллюстрирует, к чему приводит внешнее расшатывание исторических устоев и традиций.
Таджикистан в рейтинге военной мощи
Вооруженные силы Таджикистана (около 15 тысяч человек) занимают 96 строку в мировой табели о рангах – между Литвой и Бахрейном (страны со значительно меньшим населением).
Состоят из сухопутных войск (две моторизованных и одна артиллерийская бригады), военно-воздушных сил и частей противовоздушной обороны (вертолетная эскадрилья, радиотехнический и зенитный полки), мобильных войск (наиболее боеспособные десантно-штурмовая бригада и отдельная мотострелковая бригада).
Стволы на продажу: Россия и США стали главными торговцами оружием в мире
Три батальона Мобильных войск состоят в Коллективных силах быстрого развертывания ОДКБ. Относительно боевой техники контрольные цифры выглядят достаточно скромно: 25 самолетов, 20 вертолетов (в том числе шесть ударных), 37 танков, 46 бронетранспортеров, 10 артиллерийских орудий и три ракетные установки.
Президент Таджикистана Эмомали Рахмон весной 2016 года принял решение увеличить количественный состав национальных ВС с шести до 20 тысяч военнослужащих. Программа модернизации таджикской армии разделена на три этапа, и спланирована до 2025 года.
Обучение офицеров осуществляется в двух военных вузах Таджикистана – Военном институте и военном лицее при Министерстве обороны. Кроме того, практикуется обучение в военных заведениях Казахстана, Китая и в учебном центре Пентагона в Турсунзаде (45 км от Душанбе). Однако главная роль в подготовке кадров для новой таджикской армии принадлежит России.
Российский вклад в безопасность Таджикистана
В сфере ВТС с Таджикистаном и другими странами Центральной Азии Москва ощущает значительное противодействие Вашингтона, и все же основным гарантом безопасности Таджикистана остается 201-я военная база РФ (около 7500 военнослужащих), дислоцированная в городах Душанбе, Кулябе и Бохтаре (Курган-Тюбе).
В составе базы – мотострелковые, танковые части, роты снайперов и связи, инженерные подразделения, зенитно-ракетный дивизион, дивизионы самоходной артиллерии.
РФ и Таджикистан в 2013 году подписали договор о продлении пребывания российской военной базы в республике до 2042 года. Кроме того, в Нуреке располагается оптико-электронный комплекс "Окно" системы контроля космического пространства (СККП), который подчиняется командованию войск Воздушно-космической обороны РФ.
В комплекте с современной и боеспособной военной базой вблизи афганской границы Таджикистан получил значительную скидку на российское вооружение. Регулярные поставки осуществляются в рамках программы модернизации национальных вооруженных сил.
Кроме того, Россия неоднократно (и безвозмездно) передавала Таджикистану артиллерийское и бронетанковое вооружение, вертолеты Ми-8 и Ми-24, средства связи и противовоздушной обороны, тыловое и топографическое оборудование. Москва обязалась до 2025 года инвестировать в модернизацию таджикской армии около 200 миллионов долларов. И это – инвестиции в будущее всей Центральной Азии.
Кроме афганской проблемы, в Таджикистане имеются и внутренние. К примеру, в Горном Бадахшане (ГБАО) сильны радикальные исламисты. Всплеск радикальных настроений возможен в любой из точек региона. Объективная реальность подталкивает Душанбе к развитию сотрудничества с Россией и странами ОДКБ.