ДУШАНБЕ, 8 ноя — Sputnik. В Москве 9 ноября пройдет вторая встреча по межафганскому урегулированию в "московском формате", которая должна была состояться еще в сентябре.
Центральной темой предстоящей встречи, как ожидается, станут перспективы запуска прямых переговоров между правительством Афганистана и радиальным движением "Талибан" (запрещено в России).
Как сообщил ранее дипломатический источник в Кабуле, делегация ВСМА не планирует проводить в Москве отдельную встречу с талибами, отдавая предпочтение многостороннему формату.
При этом в правительстве Афганистана выражают надежду, что о положительных сдвигах в вопросе запуска прямого диалога с "Талибаном" удастся сообщить "уже в скором времени".
Все стороны подтвердили участие в московской встрече по Афганистану
Сами талибы от публичных заявлений в преддверии намеченных на пятницу переговоров воздерживаются, нагнетая еще больше неопределенности вокруг и без того закрытой встречи.
Кризис безопасности
За последние несколько месяцев ситуация внутри Афганистана заметно обострилась.
Серьезную тревогу как мирных жителей, так и властей вызывают атаки террористов в крупных городах, в ряде случаев завершившихся их захватом.
Цена мира: переговоры правительства Узбекистана с непобедимым "Талибаном"
Одним из самых ярких примеров тому стал город Газни (административный центр одноименной провинции на востоке страны), который в первой половине августа подвергся нашествию талибов.
Восстановить контроль над этим крупным населенным пунктом удалось лишь спустя несколько дней боевых действий, при этом правительственные войска и гражданское население понесли большие потери.
В настоящее время жители и власти многих провинций Афганистана опасаются, что их столицы могут стать мишенями аналогичных массовых атак.
Из Москвы в Ташкент: из-за чего переговоры по Афганистану сменят адрес
Как сообщало ранее Министерство обороны республики, угроза захвата нависла над городами Гардез на востоке страны, Фарах - на западе, Кундуз и Меймене - на севере.
Повторному захвату также может подвергнуться и сам Газни: в настоящее время группировки талибов контролируют здесь не менее 8 уездов, а боевые столкновения продолжаются до сих пор.
Представители афганского министерства внутренних дел выражают уверенность в том, что их ведомство располагает достаточным числом сотрудников для отражения угрозы массовых нападений.
В свою очередь, депутаты нижней палаты парламента страны (Волуси Джирги) критикуют власти за "бездействие" в ситуации с безопасностью в стране. Они утверждают, что неоднократно предупреждали центральное правительство об угрозах нападений в различных районах, однако своевременные меры по предотвращению наступления талибов так и не были приняты.
В пользу этого говорит и официальная статистика - согласно недавно обнародованному отчету специального генерального инспектора по восстановлению Афганистана (SIGAR), число погибших и раненых афганских военных и полицейских достигло беспрецедентно высокого уровня.
Таким образом, текущая обстановка во многих провинциях Афганистана, несмотря на заверения представителей силовых структур, по-прежнему внушает тревогу.
Захарова: США продолжают делать ставку на военное решение афганской проблемы
Не только относительно недавний захват Газни, но также серия других крупных нападений в провинциях Кабул, Герат, Нангархар - свидетельствуют о том, что правительственные войска не в состоянии удерживать контроль над значительной частью страны.
Разногласия с США
Рост потерь среди мирного населения и военных привел к тому, что осенью текущего года в политической среде Афганистана разгорелась дискуссия на тему пересмотра соглашения между Кабулом и Вашингтоном в сфере безопасности.
Критики соглашения заявляют, что Соединенные Штаты до сих пор не выполнили ни одного из своих обязательств, и поэтому положения и текст данного документа должны быть изменены.
Сторонники договоренности, в частности, высокопоставленные чиновники в Правительстве национального единства, утверждают, что армия республики "не продержится и дня" без тех 6 миллиардов долларов, которые выделяют США для оказания помощи силовым ведомствам Афганистана.
Официальные лица Афганистана, за исключением второго вице-президента и главы исполнительной власти, до сих пор публично пока не затрагивали тему данного договора.
Президент страны Ашраф Гани хранит молчание и по поводу недавних протестов, направленных против этого стратегического соглашения.
Патрушев отметил растущий военный потенциал талибов в Афганистане
Примечательно также и то, что многие афганские политики - в прошлом сторонники подписания документа о безопасности с США - перешли на другую сторону и стали его противниками.
Этот документ, подписанный двумя странами в 2014 году, легитимизировал продолжение военного присутствия Соединенных Штатов в Афганистане.
Изначально американские силы вошли в эту страну в 2001 году - тогда они находились здесь в составе Международных сил содействия безопасности (ISAF) на основании решения Совбеза ООН. Подписание соглашения о безопасности обеспечило правовую базу для сохранения военного присутствия США в стране. Проект договоренности вызывал много споров и острых нареканий, в частности, из-за пункта об американских военных базах.
На основании документа Вашингтон получил по меньшей мере 10 официальных военных баз в разных частях страны, которые он использует для реализации своих военных задач.
Ряд действующих политиков Афганистана неоднократно выражали уверенность, что Соединенные Штаты намерены использовать Афганистан в качестве плацдарма для расширения своего влияния в Центральной Азии, в противовес расширению влияния России.
Активная заинтересованность Вашингтона в сохранении военного присутствия в ИРА обусловлена тем, что США нацелены обезопасить свои стратегические интересы в этом регионе, полагают собеседники.
Угроза ИГИЛ
Наряду с "Талибаном" свое присутствие в Афганистане наращивает и террористическая группировка "Исламское государство" (ИГ, запрещена в РФ), многие из членов которой после серии поражений на Ближнем Востоке уехали воевать в другие регионы мира, в том числе в Среднюю Азию.
СМИ: талибы хотят прямых переговоров с Кабулом, не дожидаясь посредников
Как сообщил в своем недавнем выступлении на Сяншанском форуме по безопасности заместитель министра обороны ИРА Хилалуддин Хилал, ИГ активно стремится к расширению своего влияния на территории республики.
По словам представителя военного ведомства, на сегодняшний день численность "Исламского государства" во всем Афганистане превышает две тысячи человек, при этом наблюдается приток боевиков из Пакистана и членов "Аль-Каиды" (также признана террористической и запрещена в РФ).
Министерство обороны ИРА располагает данными и о национальном составе местных отрядов ИГ. Предполагается, что 70% боевиков группировки являются выходцами из соседнего Пакистана, 14% - афганцы.
По оценкам военного ведомства, в состав группировки также входят узбеки (6%), чеченцы (4%), арабы (3%) и китайцы (1%). В общей сложности на территории Афганистана активность поддерживает 21 террористическая группировка, отметил Хилал. Совокупная численность боевиков, действующих в Афганистане, составляет при этом около 50 тысяч человек, в их число входят 8023 международных террориста.
Самой крупной экстремистской группировкой, действующей в стране, по-прежнему остается "Талибан" - численность талибов в Афганистане составляет около 38 тысяч.