ДУШАНБЕ, 8 ноя — Sputnik. В эфире радио "Эхо Москва" 6 ноября состоялся интересный спор. На передаче "Разлом" национальную политику России обсуждали два человека: экс-министр по делам национальностей, академик РАН Владимир Зорин и Егор Просвирнин, редактор издания "Спутник и Погром", позиционирующий себя как русский светский националист.
Ведущий передачи Голубев показал себя довольно скверным модератором дискуссии, и половина эфира была похожа на базарный спор, где один приглашенный гость постоянно перебивает другого.
После передачи Просвирнин на своей странице опубликовал трансляцию, уточнив, что "разорвал" (в оригинале термин нецензурный) оппонента аргументами. Сам Зорин публиковать ничего не стал, что и понятно – махать кулаками после драки академику как-то не по чину.
В какой-то момент тема беседы сместилась на миграционную политику, а точнее, на отношение к трудовым мигрантам, преимущественно гражданам Украины и стран Центральной Азии - Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана.
И тут Егор Просвирнин сделал любопытное заявление, дескать России не нужны мигранты, не знающие русский язык, не собирающиеся оставаться в стране и, соответственно, не приносящие пользы государству.
Позиция довольно странная, свидетельствующая по меньшей мере о слабом знакомстве человека с демографической и экономической ситуацией в стране.
Желающих получить гражданство РФ станут жестче проверять на знание русского
Для работы в России мигранту из тех же Узбекистана и Таджикистана необходимо получить патент, а для этого необходимо сдать экзамен по русскому языку и истории, что уже подразумевает некое знакомство с русской культурой.
Но даже если оставить за скобками этот факт, от экономической целесообразности и необходимости миграции в России отмахнуться не получится.
Во-первых, Россия, увы, не сможет поддерживать экономический рост только за счет собственных трудовых ресурсов. Значит, и рабочие-иностранцы государству не просто нужны, а необходимы.
По словам президента Федерации мигрантов России Вадима Коженова, только в его организации сейчас на исполнении находится заявок от различных коммерческих организаций на 7000 трудовых мест.
"То есть если я сейчас возьму 7000 человек, я их устрою в один день, на нормальные места, не только в Москве, но и по всей России. Приходят коммерсанты и говорят: у нас нет людей. Так, автозаводы в Нижнем Новгороде очень просят мигрантов, крупные складские сети очень нуждаются в работниках", - пояснил Коженов.
По поводу спора о мигрантах, он предлагает Просвирнину ответить на вопрос - если они не нужны, то откуда берется нехватка кадров? Сам сторонник русского национализма не раз утверждал, что эта проблема решаема: скажем, в столице достаточно на низкоквалифицированные должности грузчиков, дворников пригласить российских граждан из регионов, и они согласятся работать за те же 35-40 тысяч рублей.
Рецепт придуман не им, московская мэрия уже пыталась замещать иностранных рабочих российскими гражданами на должностях в сфере ЖКХ. Результат, однако, надежд не оправдал, желающих переезжать на постоянную работу в столицу оказалось очень мало, хотя по меркам большинства регионов 35 тысяч – весьма неплохая зарплата.
Есть и еще один аспект трудовой миграции – это налоги и сборы. С тех пор как в 2014 году в России была введена патентная система, в российскую казну стали поступать гигантские суммы.
По словам мэра Москвы Сергея Собянина, мигранты приносят денег больше, чем нефтяные компании, а среднегодовой доход столицы от выдачи патентов мигрантам составляет 17-18 миллиардов и продолжает расти.
Власти Москвы сообщили, что доходы от легальных мигрантов вырастут
"С 2014-го по настоящее время 160 миллиардов рублей было выплачено мигрантами в бюджет субъектов РФ. Это огромные деньги, еще немножко - и можем строить еще один мост в Крым", - отмечает Вадим Коженов.
Критики миграции обычно приводят контраргумент о нагрузке, создаваемой мигрантами в России, на социнфраструктуру. Однако по факту мигрантов не лечат в российских больницах бесплатно, льгот на проезд в транспорте для них не существует, помощь в учреждениях они получают за свои же деньги, так что нагрузку на инфраструктуру они компенсируют с лихвой.
В итоге деньги, которые мигранты выводят домой на родину, несравнимо меньше тех, что они же оставляют в стране.
Есть еще и демографический провал, который государство также пытается решить за счет иностранцев, предоставляя им гражданство.
Егора Просвирнина, вероятно, раздражает массовая раздача паспортов с двуглавым орлом недавним гражданам Кыргызстана и Узбекистана, однако тут его недовольство, может, и закономерно, но абсолютно бессмысленно.
Пока семьи россиян и, в частности, этнических русских, чьи интересы отстаивает главред "Спутника и Погрома", не рожают минимум по три ребенка, из демографической ямы страна, увы, самостоятельно не выберется.
Свято место пусто не бывает, и даже в отдаленных, депрессивных регионах со стремительно уменьшающимся населением пустующие рабочие места на предприятиях и в селах занимают иностранцы из стран СНГ, готовые формально присягнуть на верность своей новой родине, работать здесь и заводить семью.
Да и сам бездетный и несемейный Просвирин с точки зрения экономики еще может позиционировать себя как финансово независимый от государства индивид, но личного примера решения демографической проблемы он до сих пор не показал.