ДУШАНБЕ, 23 ноя - Sputnik, Азамат Шокиров. Шопоголики всего мира старательно готовят кошельки и пакеты: дан старт самой главной магазинной лихорадки планеты – "Черная пятница".
Толпы возбужденных покупателей штурмуют двери торговых центров и супермаркетов в надежде затовариться вожделенными вещами по ультранизким ценам. Ажиотаж захлестнул весь мир… и аккуратно обошел сторонкой Таджикистан.
Нет, немногочисленные иностранные франшизы и местные компании, работающие по "забугорным" лекалам, конечно, обозначили свою приверженность западным маркетинговым стратегиям, но сделали это как-то без особого огонька. Пара объявлений в социальных сетях, микроскопические рекламные площадки в газетах, несмелая раздача флаеров неподалеку от своих торговых точек. На этом все.
Столичный гипермаркет "Ашан" объявил о проведении трехдневной распродажи "Золотые дни" под слоганом "ценовое безумие" со скидками до 50%. Правда, начало акции, почему-то, приурочено к 30 ноября, а скидки обещаны "на целые категории товаров", ассортимент которых покупателю, видимо, придется уточнять самостоятельно, прибыв на место.
"Все эти "заманухи" рассчитаны на простаков. Товары, которые действительно пользуются спросом, продаются по прежним ценам, а скидки делают на те, что залежались на полках, потому что никому не нужны", - говорит преподаватель Таджикского университета коммерции Зумрад Эргашевна.
По ее словам, менеджеры торговых центров главной задачей считают привлечь как можно большее количество людей, а уж те что-нибудь да купят. Именно поэтому размер скидки пишется самым крупным шрифтом, акции дается яркое название, сопровождаемое завлекательным слоганом. Придя в магазин, потребитель понимает, что на нужный ему товар скидки не распространяются, но, чтобы компенсировать потраченное время, все равно делает покупку. Цель достигнута.
Тот же "Ашан" в июне текущего года на двухлетие своей деятельности спровоцировал столпотворение, объявив акцию "2 года, 2 дня, 2 сомони". Более 80 тысяч душанбинцев сочли, что столько стоит любой товар в гипермаркете, и ринулись закупаться. На кассе их ждало жестокое разочарование, которое вряд ли еще забылось.
Есть у "маркетологов" Таджикистана и другие, не менее эффективные приемы.
"Была как-то на распродаже, купила по акции со скидкой пару кило шоколадных конфет и что-то еще, по мелочи. Дома, проверяя чек, увидела, что конфеты на кассе мне пробили на один сомони дороже, чем в ценнике на полке, откуда я их взяла. Не стала разбираться, сумма невелика, но в масштабе торгового центра неплохая прибыль набегает", - делится душанбинка Манзура.
О скидках в "Черную пятницу" вывесили объявления на своих страничках в соцсетях некоторые магазины модной одежды, мебели и мобильных телефонов. Товары в них, как правило, не по карману среднему потребителю, поэтому особого наплыва покупателей ждать в этот день там не стоит.
Вообще, у жителей Таджикистана весьма скептическое отношение ко всем распродажам, многие из них уверены, что торговцы специально завышают цены в преддверии таких акций, чтобы потом продать товары по обычной цене под видом "щедрых" скидок.
"Все эти распродажи – сплошной "лохотрон"! Может где-то на Западе действительно продают товары за полцены, но только не у нас", - уверен студент Алиакбар.
На Востоке издревле принято добиваться скидок в процессе ожесточенного торга, приносящего обоюдное удовлетворение участникам. Купить товар по цене, ниже заявленной, - это целое искусство, которому учатся годами.
Один мой коллега, будучи в командировке в Душанбе, попросил свозить его на базар, купить фрукты и сувениры перед возвращением домой. Платил за все не торгуясь. На мои попытки объяснить, что так не принято, возражал: "Да ты что, это ж копейки! Знаешь сколько такие фрукты у нас стоят?". И невдомек ему, наивному, было, что он, тем самым лишает торговца возможности всласть поспорить, ударив в конце концов по рукам.
Непревзойденным мастером противостояния "продавец - покупатель" был мой отец. Он использовал беспроигрышную тактику – разрыв шаблона. Покупая, к примеру, лимоны, небрежно интересовался ценой. "Рубль за кило", - отвечал дехканин, внутренне готовясь к спору. "А давай три кило за пять рублей", - с азартом предлагал отец.
"Да ты знаешь, сколько труда нужно, чтобы вырастить эти лимоны, а потом еще везти сюда…", - начинал вываливать заранее запасенные аргументы дехканин, попутно понимая, что пропустил какой-то подвох, но не до конца его осознав. И тут отец делал "контрольный выстрел": "Ладно, не хочешь три за пять, давай пять за три". Запутавшийся в арифметических эскападах продавец обреченно взмахивал рукой и соглашался.
"Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им никогда не сойтись". В этом Киплинга трудно переспорить. Переносить тамошние методы сюда и надеяться, что они в одночасье заработают – не самая эффективная стратегия. Возможно, всемирная глобализация когда-нибудь перестроит менталитет жителей Таджикистана в части "золотых распродаж", но уж точно не в эту "Черную пятницу".