ДУШАНБЕ, 23 ноя — Sputnik, Рубен Гарсия. Каждый год, 24 ноября Таджикистан празднует День государственного флага. На белой полосе триколора изображена золотая корона, по легенде принадлежавшая Исмаилу Самани – самой значительной фигуре во всей таджикской истории.
Любопытно, но дата его смерти приходится на тот же день, что и национальный праздник – 24 ноября.
Такое совпадение выглядит очень символичным: подобно древним царям античного эпоса, чья гибель лишь открывает им дорогу в историческое бессмертие, Исмаил Самани посмертно стал символом подлинно таджикской культуры.
И все же чем именно при жизни отметился правитель, занявший столь уникальное место в истории Таджикистана.
Саманиды решают по-братски
Покровительство искусству, независимость государства и личное благородства – вот, пожалуй, три главные причины, благодаря которым Исмаила Самани поминали добрым словом современники и гордятся потомки, что вообще редко удается любому монарху.
К тому моменту, когда Исмаил Самани начал борьбу за власть над Мавераннахром – наиболее развитой территорией от Каспия до Памира, Центральная Азия уже двести лет находилась под арабским владычеством. На смену зороастризму, язычеству и буддизму пришел ислам. Слово пророка Мухаммеда утвердилось здесь прочно и надолго, коренным образом трансформировав культурный облик региона.
Благородным происхождением Саманиды могли похвастаться еще в доисламскую эпоху. История их семьи напрямую восходила к одной из царственных парфянских династий, где в роду были шахиншахи персидской империи.
Влияния и знатности они не утратили и с приходом арабских завоевателей. В IX веке за помощь в подавлении антиарабского восстания, отец Исмаила Самани Ахмад получил в управление Фергану, самую плодородную область Центральной Азии.
И по славной монаршей традиции, после смерти государя, борьба за отцовское наследие между его амбициозными сыновьями была неизбежна.
В 875 году багдадский халифом аль-Мутамидом назначил Наср ибн Ахмада правителем Смарканда, а его наместником в Бухаре стал брат Исмаил. Десять лет тот успешно управлял областью и набирался военного опыта, заработав репутацию справедливого и мудрого, несмотря на молодой возраст, правителя.
Усиление Бухары вызывало беспокойство Самарканда. В начавшемся противостоянии Исмаил вышел победителем, однако не только не казнил соперника, что было вполне в духе раннего Средневековья, но и сохранил ему власть, став верховным правителем Саманидов лишь после смерти старшего брата в 892 году.
В этом, пожалуй, и проявились очевидные выдающиеся личные качества Исмаила Самани, столь высоко ценимые и современниками, и потомками.
Ум, храбрость и коварство были присущи многим государям тех времен, в противном случае они быстро лишались короны, часто – вместе с головой. А вот милосердие к врагам было удивительной роскошью, доступной очень немногим владыкам.
То, что Исмаил сохранил брату жизнь и трон, считалось шестом редкого благоразумия и великодушия.
Для сравнения, халиф аббасидской династии Аль-Мамун, которому служил дед Исмаила, в ходе гражданской войны захватил Багдад и первым делом приказал казнить своего родича Мухаммада аль-Амина.
А русский князь Владимир до принятия христианства в X веке запомнился летописцам тем, что убил в междоусобице брата Ярополка и силой взял его невесту на глазах у родителей.
Независимость на мече Исмаила
После смерти Насра его брат стремительно расширил границы владений Саманидов. За несколько лет он успел отразить несколько набегов тюркских кочевников и захватить серебряные рудники в Таласской долине, приумножив богатство казны. Однако усиление Мавераннахра, формально подчиненного Абассидам, очень беспокоило багдадского халифа.
В 898 году он решил низложить Исмаила, а вместо него назначить Амр ибн Лейса из рода Саффаридов, одного из наиболее сильных конкурентов бухарского правителя за власть в регионе. Но в битве при Балхе ставленник халифа потерпел сокрушительное поражение и угодил в плен. И снова Исмаил проявил милосердие к побежденному. Имея все основания и даже необходимость казнить соперника, он, напротив, дарует ему жизнь и отправляет Амр ибн Лейса в Багдад.
То был звездный час Исмаила Самани - благодаря ему Центральная Азия навсегда избавилась от власти арабских халифов.
"Битва при Балхе определила независимость персоязычных государств. Территории современного Ирана, Таджикистана, Узбекистана и Афганистана стали единым целым после того, как 200 лет над ними стояли арабские правители, насаждая чуждую местным народам культуру и язык", - отмечает специалист по персидскому языку и культуре Умед Джайхани.
Спустя еще 4 года после битвы, царю удается еще больше расширить свои владения, присоединив значительные территории современного Ирана.
Таджикистан не забывает
По мнению доктора исторических наук, профессора МГУ Рустама Шукурова, культурные завоевания Исмаила Самани, пожалуй, даже превосходят завоевания военные.
Во времена, предшествующие Саманидам, ираноязычные народы представляли собой конгломерат общин - согдийцев, тохарцев, хорезмийцев, отделенных друг от друга лингвистически и культурно. Но в X веке новый персидский язык объединил разрозненные племена.
"Исмаил Самани - ключевая фигура и для таджикской, и для общеиранской культуры. Именно при дворе Саманидов формируется новоперсидский язык и новоперсидская литература, которая затем распространится на запад и захватит весь ираноязычный мир", - пояснил Шукуров Sputnik Таджикистан.
Фарси, на котором сегодня говорят в Тегеране – это диалект-наследник языка, родившегося в Бухаре. Данный факт отлично помнят таджики, прямые потомки восточно-иранских народов, занимавших в Х веке территории много большие современного Таджикистана.
Все начинается со школьной скамьи. Дети постигают основы языка, вчитываясь в строки и бейты великого Рудаки. Именно при дворе Исмаила Саман "отец персидской поэзии", ныне погребенный в Панджруде, приобрел наибольшую славу и уважение.
Другой грандиозный памятник персидской литературы, эпопея Фирдоуси "Шахнаме", также изначально посвящался Саманидам.
Память вместо культа
Историческую значимость и самой династии, и самого известного ее представителя отлично понимают в современном Таджикистане.
"Нынешние власти не без основания видят в нем создателя государственности Таджикистана. Здесь есть мощная духовная, смысловая связь", - подчеркивает Рустам Шукуров.
Действительно, модель госуправления, созданная на территории Центральной Азии на рубеже IX-X веков, просуществовала, постепенно трансформируясь, вплоть до падения Бухарского эмирата в 1921 году. То есть запаса прочности административной системы, заложенной Саманидами, хватило аж на тысячу лет.
По мнению Умеда Джайхани, добрая память о династии навсегда сохранится в самосознании таджиков. А сама история Исмаила – редкий случай, когда фигуру государя не то что не приукрашивают, а может, даже и недооценивают.
Единственное, что может угрожать исторической памяти великого таджикского правителя, это перегибы с его почитанием в республике. Имя Самани носят площади и улицы, ему посвящено множество памятников, даже национальная валюта и высочайшая вершина Таджикистана, бывший Пик Коммунизма, были переименованы в его честь.
А слишком частое упоминание значимого всегда уменьшает его ценность. И для будущих поколений таджиков важно, чтобы Исмаил Самани оставался выдающейся исторической личностью, а не просто точкой на географической карте.