ДУШАНБЕ, 30 дек – Sputnik. В преддверии новогодних каникул самый ходовой товар — петарды и фейерверки, а в ночь с 31 декабря на 1 января канонада слышна из каждого двора.
Купить "домашний" салют не составляет никакого труда, хотя некоторые из них по мощности близки к настоящим боевым снарядам.
Несмотря на то что надзорные органы контролируют торговлю, ежегодно в России от некачественной пиротехники страдают десятки людей — чаще всего дети.
Как не испортить себе праздник — в материале РИА Новости.
Один раз и навсегда
Николай Шайтан из Подмосковья в 2015 году порадовал семью — принес домой на Новый год большой фейерверк.
В гости тогда приехали друзья с детьми, ради них и решили устроить особенный праздник, рассказывает он.
Качественная пиротехника стоит недешево, Николай же хотел сэкономить. По знакомству приобрел мощную петарду — на оптовой базе, практически по закупочной цене.
"И вот новогодняя ночь, бой курантов: понимая, что запуск сопряжен с риском, мы вышли в поле на безопасное расстояние. Строго по инструкции установили фейерверк, я поджег фитиль, в ту же секунду взорвалась половина упаковки (50 зарядов, которые должны взрываться друг за другом). Весь удар я принял на себя, точнее, он пришелся на мои лицо и руки. Я был в кожаной куртке с мехом — ее разворотило. Несколько петард попали мне за пазуху", — вспоминает Николай.
В итоге от взрыва термобелье на его теле выгорело полностью, оставив ожоги. Сгорели волосы, брови, ресницы.
"Врачи удивлялись, как я не ослеп, говорили, что родился в рубашке. Раны на лице (разорвало щеку) зашили, ожоги на теле смазали да отпустили домой", — продолжает он.
В больнице Николай увидел, как много привозят людей, пострадавших от петард, хлопушек, салютов. И понял, что с ним произошел несчастный случай, от которого не застрахован никто.
"Получается, я купил в обход, поэтому предъявить кому-либо претензии или пойти в суд я не мог. Конечно, я высказал все продавцу, но только на словах.
Тем не менее петарда была сертифицирована, собрали ее не на подпольном заводе. Она не была просроченной — скорее всего, в ней был какой-то технический брак.
Вероятно, если бы эту пиротехнику не купил я, купил бы кто-то другой", — сетует собеседник.
О том злополучном вечере ему до сих пор напоминают шрамы на лице.
Надзор за всеми
По информации столичного главка МЧС, количество пострадавших от пиротехники в новогодние и рождественские праздники в Москве за последние три года снизилось на 30 процентов.
Однако ежегодно специалисты ведомства в преддверии каникул переходят на усиленный режим работы: только в декабре этого года проверили более 8,6 тысячи объектов, задействованных в новогодних мероприятиях.
По результатам рейдов к административной ответственности привлечены свыше 600 юридических и 1,5 тысячи должностных лиц.
К МЧС подключаются и активисты — проверяют в магазинах наличие сертификата соответствия пиротехники, срок годности, условия хранения, расположение торговой точки внутри здания, соблюдение требований противопожарной безопасности, а также выдачу инструкций по применению товара.
На усиленный режим переходит и Роспотребнадзор (РПН): специалисты каждый год запускают горячую линию, чтобы оперативно консультировать покупателей по вопросам выбора подарков, в том числе и пиротехники.
В случае жалоб реагируют незамедлительно. Особое внимание — местам массового пребывания детей.
По данным МЧС, на стихийных рынках города часто появляется контрафактная пиротехника, которую удается купить подросткам.
Именно у них петарды и фейерверки пользуются наибольшим спросом.
Детские шалости
Учитель танцев из Тулы Яна Метальникова стала свидетелем страшного случая: к ней в студию пришел 11-летний ученик, у которого на спине был в клочья разорван пуховик.
Со слезами на глазах мальчик попросил аптечку. Яна начала разбираться и выяснила, что к ребенку подбежали несколько ребят, гораздо старше, и кинули ему за шиворот горящую петарду.
"Она на теле и взорвалась. Я достала аптечку, обработала раны на спине, вдыхая запах той самой петарды, рваной кожи и паленых волос с головы. Рана — будто утюгом прижгли хорошенько", — делится подробностями Яна.
В итоге она позвонила маме мальчика и уговорила ее обратиться в полицию. А позже узнала, что это был не единичный случай: другая девочка тоже пострадала от хулиганов.
Легалы-нелегалы
В Сети есть сотни видео, где подростки пробуют взорвать петарды в руке, подкидывают их в машины, швыряют под ноги другим людям.
Некоторые поджигают петарду в бутылке, а потом снимают, как сосуд от удара разлетается на сотни мелких осколков. Где же они берут товар?
Президент Московской пиротехнической ассоциации Владимир Жихарев рассказал, что легальные торговцы пиротехникой стараются не продавать ее несовершеннолетним, просят предъявить паспорт.
"Здесь работает такое же правило, как с алкоголем и сигаретами: запрещено продавать детям, но подростки все равно где-то достают. Они находят свои лазейки, людей, которые перекупают товар. Таких продавцов нормальными людьми я назвать не могу: сегодня продал подростку пиротехнику, завтра — пиво, послезавтра — наркотики. В принципе, для него без разницы, на чем зарабатывать. Нередко школьники просят приобрести петарду родителей, и те, не задумываясь о последствиях, покупают все что угодно", — комментирует собеседник.
По его мнению, проблема с нелегальной продукцией возникает в основном в регионах — в Москве столкнуться с контрафактом практически невозможно.
"В регионах, где не так сильна исполнительная власть, допускают развитие такого направления бизнеса. Не очень хорошие продавцы пиротехники чувствуют себя более свободно, потому что в бюджете города не так уж много денег — любого налогоплательщика принимают на ура", — полагает он.
Многие подростки находят товар через соцсети. Ежедневно там публикуются десятки объявлений о продаже пиротехники — маленьких петард и больших фейерверков.
Зачастую для покупки не требуется никакого подтверждения личности. Тем не менее, заверяет Жихарев, в России с каждым годом все сложнее найти контрафактную пиротехнику, "собранную на коленке".
"Раньше было такое: изделие в упаковке полностью на китайском языке, с истекшим сроком годности. Иной раз вообще не понимал, что держишь в руках.
Сейчас подобного не найти. Хотя до сих пор 95 процентов всей пиротехники в России — китайская продукция. Но она проходит таможенный контроль и проверку качества.
Для того чтобы попасть в Россию, поставщику нужно собрать целый ворох бумаг. Остальные пять процентов — отечественная продукция.
Она, может быть, незатейливая, не такая красочная, но точно безопасная и работает корректно", — поясняет он.
По его словам, в свое время нелегальные поставки шли с Украины — просроченный товар закупали в Европе, переупаковывали и завозили в Россию.
Однако с укреплением границ этот вид бизнеса ушел. "В остальном количество случаев, когда контрабандисты завозят нелицензированную продукцию, — в рамках статистической погрешности. Ну что они могут ввезти? Одну "Газель"? Это ничтожно мало, никто не станет так рисковать ", — подчеркивает Жихарев.
Что касается рекомендаций при покупке пиротехники, их не так много. "Выбирая конкретный продукт, нужно найти на коробке каталожный номер и сравнить с номером в сертификате — он обязательно должен быть у продавца. Важно убедиться, что на упаковке есть знак ЕАС — это говорит о том, что изделие сертифицировано по европейским стандартам. И обратите внимание на срок годности", — советует эксперт.
Проверки не страшны
После трагедии в торговом центре "Зимняя вишня" в Кемерово, где погибли дети, МЧС России отменило приказ о запрете проверок малого и среднего бизнеса.
В частности, это касалось и проверок пожарной безопасности. Впрочем, для предпринимателей, которые занимаются реализацией пиротехники, рейды не стали неожиданностью.
Один из продавцов на условиях анонимности рассказал, что к тем, кто торгует петардами и салютами, с проверками ежегодно приходили все — от Госпожнадзора до полиции.
"Сейчас закупать дешевый и левый товар не только опасно, но и бессмысленно. Те, кому нечего скрывать, не боятся. А нелегалы массово сбежали. При этом мы сами следим за ситуацией на рынке: если выявляем что-либо из ряда вон выходящее, звоним в РПН, оставляем жалобу. Например, продажа продукции на первом этаже жилого дома — это грубое нарушение. Вот такие редкие нелегалы и портят общий образ продавцов пиротехники", — прокомментировал собеседник.
При этом бизнесмен обращает внимание на другой фактор: покупатели сами должны задумываться, где брать товар.
"Тот, кто разложил пиротехнику в палатке или на стойке рынка, может исчезнуть за день с концами. Людям следует хорошенько подумать, прежде чем покупать в таких местах. Приобретенный с рук фейерверк — вероятность обмана на 99 процентов", - отметил он.
Важно не только выбрать качественную пиротехнику, но и правильно ее использовать. И президент Московской пиротехнической ассоциации Жихарев, и продавец петард сходятся во мнении, что большинство покупателей попросту не читают инструкцию: устанавливают фейерверк и зажигают фитиль так, как им заблагорассудится.
"Фейерверкам уже две тысячи лет, тем не менее они постоянно меняются, дополняются новыми элементами. Необходимо читать инструкцию. Пусть я говорю банальные вещи, но это работает! А мы, как правило, начинаем читать, когда уже все сломалось или когда нечего делать. Каким бы ни было изделие, если ты его поставил не так, не закрепил, направил на людей — жди беды. И здесь уже нет вины продавца или производителя", — заключает Жихарев.