ДУШАНБЕ, 13 фев — Sputnik. На поле для гольфа трехметровый Дональд Трамп с ласковой улыбкой жмет руку такому же трехметровому Владимиру Путину в полосатом пиджаке.
Нет, это не бредовый сон политолога, а гигантских размеров картина в зале приемов Российского культурного центра в Кабуле. Здесь же висят и другие работы, куда более академичные: акварельные пейзажи, портреты, образцы персидской каллиграфии.
Несмотря на мусульманский аниконизм - формальный коранический запрет изображения живых созданий, - живопись в исламской республике остается самым популярным и вполне уважаемым видом искусства.
С этим все просто. Во-первых, религиозные предписания в Афганистане штука весьма условная, город пестрит рекламными плакатами фитнес-клубов с накаченными полуобнаженными мужчинами, что само по себе уже харам.
Во-вторых, занятия живописью – это почти единственная отдушина (и вероятная карьерная лестница) для тысяч людей, у которых в Афганистане нет иной возможности выразить свою тягу к прекрасному и реализовать себя в искусстве.
О том, чем сегодня живут молодые афганские художники и почему многие из них начинают рисовать "чернуху", Sputnik Таджикистан рассказали сами живописцы.
Даты разные - война одна
"Народ в Афганистане очень любит живопись. Люди здесь куда более глубокие и восприимчивые, чем это может показаться. И для них выразить так свои чувства – лучший способ. Но многие виды творчества – кино, театр - обходятся дороже, менее доступны. И проявить себя там куда тяжелее. А здесь нужен только холст и краски", - рассказывает Хамид Кабули, преподаватель афганского вуза.
Под его началом учатся около 200 студентов: кто моложе, кто старше, в ком-то виден талантливый мастер, а кто-то, тактично говоря, рисует в стиле "самобытного примитивизма", явно для души, а не для признания.
Тематика работ разная: натюрморты - спелые плоды гранатов на дастархане с кувшином; акварель горных склонов Афганистана, но чаще всего - запечатленная на холсте повседневная жизнь афганцев. Вот где-то в селе народ приветствует друг друга у глиняного дувала. Вот мужчина тащит на себе повозку по засыпанной снегом дороге.
Во многих работах очень разных по стилю художников бросается в глаза одна деталь, примечательная для иностранца, но, вероятно, совершенно обыденная для афганца – обилие военной техники или людей с оружием.
На картине, не имеющей никакого отношения к боевым действиям, в качестве детали пейзажа можно увидеть брошенный ржавеющий танк или армейский КамАЗ. А одним из третьестепенных персонажей картины с большой долей вероятности окажется мужчина с автоматом.
По словам Хамида Кабули, удивляться тут нечему: страна 40 лет без перерыва находится в состоянии вялотекущей войны, за это время выросло два поколения граждан, успевших свыкнуться как с терактами боевиков, так и с присутствием иностранных солдат на своей земле.
Соответственно, это отразилось и на художественном видении молодых живописцев, для которых милитаризм стал мрачным, но вполне обыденным фоном повседневной жизни.
"То, что поначалу многие начинают это рисовать, – минус, негатив. Почему так? Ну всем же известно, какая обстановка в Афганистане, с приходом талибов началась война, которая идет до сих пор и отрицательно сказывается на душах и восприятии студентов. Хотя мы стараемся как-то это менять, чтобы люди умели находить и отражать в своих работах нечто лучшее", - отмечает педагог.
Но и у самого художника множество ярких и сильных работы так или иначе связаны с темой войны, хоть и преподносит он это с помощью символизма и метафор.
"Война есть война. И нынешняя для простых афганцев мало отличается от прошлой, – вспоминает Хамид события последних десятков лет. - Даты разные – реальность одна".
Афганистан глазами туриста: что несет северный ветер спустя 30 лет
Не менее важной для афганских художников остаются остросоциальные темы – имущественное неравенство, бедность, наркомания. Так, на выставке в Российском культурном центре внимание зрителей всегда привлекает картина, на которой три скелета в традиционной афганской одежде делят между собой героин.
И все же не стоит преувеличивать мрачный посыл афганской живописи. Несмотря на популярный мотив войны и социальных неурядиц, большинство работ местных мастеров – это яркие и сочные бытовые зарисовки или захватывающие горные пейзажи.
Не сгущайте краски
Не менее важная функция современной афганской живописи – это политический манифест. Чаще всего это призыв – призыв к справедливости, к борьбе с внутренними пороками или к миру в стране, – что для Афганистана особенно актуально.
Вот и упомянутая картина с рукопожатием Путина и Трампа наделала шуму. Многие афганцы слегка недоумевали: дескать, с чего бы это изображать в миролюбивых тонах лидеров двух стран, одна из которых воевала здесь в течение 10 лет, а другая и вовсе до сих пор не вывела своих солдат.
У автора гигантского полотна Амина Надима ответ прост – это не приветствие лидерам мировой арены, это выражение надежды для измученного войной Афганистана.
"В свое время Горбачев и Рейган подписали соглашение о разоружении, и все сразу изменилось. Тогда был сделан огромный вклад в дело мира. И я решил, что если между Путиным и Трампом сложилась бы похожая ситуация, они сядут и честно поговорят об афганской проблеме, то и здесь наконец-то наступит спокойствие", - пояснил Надим Sputnik Таджикистан.
Сам Амин Надим отлично помнит времена окончания Афганской войны и вывод советских войск, ведь именно при СССР он начинал творить как художник-любитель, а проблемы у него начались как раз таки после 1989 года.
Помириться с Западом: что нужно сдать и в какой последовательности
"Для творчества тогда никаких ограничений не было, даже в разгар боевых действий. Проблемы начались после ухода СССР, когда началась другая война, гражданская. Ни времени, ни места для занятий творчеством уже не осталось. Я тогда был молодой и не понимал, что мои любительские работы могут быть чем-то большим, и потому на время уехал в Пакистан", - вспоминает Надим.
Цена холста и кисти
Дальше был самостоятельный путь обучения не только искусству, но и ремеслу. Художник научился ткать узоры на коврах, и так в его коллекции появилось сразу несколько портретов известных людей, в основном политиков. В его коллекции есть изображения Хиллари Клинтон, премьер-министра Канады Джастина Трюдо и – внезапно для российского глаза – портрет Ахмада Кадырова, покойного отца нынешнего главы Чечни.
Но такая работа – гигантское полотно Путина и Трампа, – с конкретным политическим контекстом – в единственном экземпляре. И автор очень надеется, что его послание, пусть и не от первого лица, но дойдет хотя бы до одного адресата.
"Все знают, что нынешние проблемы Афганистана – следствие американской политики. Путин - сильный политик, а Трамп, как хитрый картежник, – считает Надим. - И если они соберутся за одним столом, то, надеюсь, поймут, что если война продолжится, то пострадают уже не только афганцы".
Увы, пока сильные мира сего не сели за стол переговоров, Афганистан остается страной, где молодой художник часто бывает талантливым, но еще чаще непризнанным и бедным.
Даже в лучшем вузе страны для студентов-живописцев нет ни программ для стажировок за границей, ни возможности пригласить преподавателей из-за рубежа для обмена опытом. После окончания университета единицы из числа наиболее одаренных продолжают занятия живописью, которую скупают в основном иностранцы.
Средняя стоимость одной такой работы начинающего художника составляет 100-200 долларов. По меркам международного рынка искусства - сущие копейки, а для Афганистана, где средняя месячная зарплата составляет 50 долларов, - очень приличные деньги.
Менее талантливые выпускники идут работать учителями либо осваивают прикладные профессии оформителя или дизайнера.
Но даже в бедной аграрной стране с неразвитой промышленностью, где художник чаще зарабатывает росписью домов и кустарным дизайном, живопись остается главным способом приобщения к искусству, и заодно манифестом ко всему миру.
А потому, несмотря на все но, сегодня в кабульском университете желающих поступить на факультет живописи всегда больше, чем свободных мест.