ДУШАНБЕ, 21 мар — Sputnik, Сергей Кузнецов. Каждый год ираноязычные и тюркские народы отмечают древний праздник наступления весны и весеннего равноденствия – Навруз. Название торжества переводится с персидского, как "новый день" и символизирует зарождение жизни.
Несмотря на то, что Навруз – древнее наследие доисламской зороастрийской культуры и сочетает в себе не только зороастрийские традиции, но и некоторые языческие элементы, у него на удивление немало общего с главным христианским праздником – Пасхой.
1. Встреча весны
Хотя Пасха, посвященная воскрешению из мертвых Иисуса Христа, является строго религиозным, а не календарным праздником, однако и в православной, и в католической, и даже в протестантской традиции, в сознании миллионов людей она твердо ассоциируется с приходом весны.
Дело в том, что празднику Пасхи предшествует Великий пост, призванный напомнить верующим об аскезе и страданиях, добровольно принятых Христом. Но перед самым началом поста и у католиков и у православных всегда следует Масленица – наследие языческой традиции, связанное с началом нового года и проводами весны.
В России, Беларуси, на Украине и в некоторых балканских странах на Масленицу принято сжигать чучело, олицетворяющее холодную зиму. В странах Западной Европы и США вместо этого проводят карнавал, символизирующий радость мира при наступлении теплой весны.
Также и традиции Навруза демонстрируют торжество весны над зимой и, хотя имеют совершенно иное наполнение, нежели Пасха, очень напоминают предпасхальные обычаи.
К примеру, есть у иранцев отдельный праздник Саде, обычно приходящийся на январь. В доисламском Иране праздник "середины зимы" отмечался с исключительным великолепием, так как древние персы поклонялись Огню, беспрестанно защищающему людей от холода, мороза и тьмы.
С приходом ислама Саде стали праздновать лишь зороастрийцы, однако мощь и краски праздничных огней восхищали многих людей. Так, об этом празднике писал знаменитый поэт Омар Хайям.
2. Окрашивание яиц
Это может показаться необычным для жителей Запада, но в странах Востока на Навруз также принято красить яйца. Особенно эта традиция прижилась в регионах, где традиционно сильна именно персидская культура – в Азербайджане, Иране и Таджикистане.
Так, на улицах Тегерана можно увидеть огромные, в человеческий рост яйца, сделанные из картона и раскрашенные яркими цветами. Для этого обычно берутся натуральные красители, чаще – шелуха лука или свекла, которые делают яйца золотистыми и красными. Однако самый популярный цвет – зеленый, он олицетворяет пробуждение новой жизни.
Еще одна неписаная народная традиция, характерная и для Пасхи, и для Навруза - состязание по битью яиц. И чье окажется целым, тот будет удачливее в будущем году.
3. Особая трапеза
В христианских странах Пасха немыслима без определенного набора продуктов на праздничном столе. Это всегда кулич и крашеные яйца, а в зависимости от обычаев конкретной страны, это особое творожное блюдо - пасха, а также баранина, печеный карп или какая-то специфическая выпечка.
Также и на Навруз важно подготовить "хафт син" – "семь син". Это набор из семи яств, название которых начинается с буквы "син": семена руты — сипанд, яблоко — сиб, черные косточки — сиахдане, дикая маслина — санджид, уксус — сирке, чеснок — сир и проросшее зерно — сабзи.
Возможен другой набор семи предметов, например, в Иране в него входят секке — монета; серке — уксус; сир — чеснок; сумах — специя; саману (у других народов суманак или сумаляк) — блюдо, для приготовления которого используются зерна проросшей пшеницы; санджед — ягода лоха; сабзе — зелень, пророщенные в воде семена льна и злаковых, символизирующие оживление природы. В Афганистане в такой набор входят грибы (сомарэк).
4. Уборка в доме
И на Пасху, и на Навруз принято делать генеральную уборку. Как несложно догадаться, в данном случае мытье полов и вынос мусора значат нечто большее, чем просто требования гигиены.
Чистота жилища, его своеобразное обновление, символически должны подчеркнуть внутреннюю чистоту и готовность к обновлению самого человека. В православной традиции существует особый день "Чистый четверг", в который вспоминается Тайная вечеря - таинство причастия и предательство Христа Иудой.
К неудовольствию православной церкви, многие верующие до сих пор считают, что именно в "Чистый четверг", исходя из названия, положено совершать уборку, хотя это не более чем подмена понятий.
И богослужебная традиция, конечно, не имеет никакого отношения к мытью полов и окон в доме.
5. Поминовение мертвых
Согласно древней зороастрийской традиции считалось, что за 10 дней до наступления месяца фарвардин и празднования Навруза души умерших предков (фравахары) спускались с небес, чтобы погостить у своих потомков и увидеться с ними.
В "Авесте" по этому поводу определенно говорится: "Благие, могучие, праведные, святые фравахары мы почитаем, которые перед праздником Хамас-пат-майдьом (то есть Наврузом) спускаются из своей обители, и в течение 10 дней и ночей они ходят там, осведомляясь".
С распространением и укоренением ислама на Востоке культ духов предков постепенно забывался, и сегодня от него остались лишь внешние обряды – чистота в дом и новая одежда людей, которая должна убедить духов в том, что их наследники живут благополучно.
С поминовением усопших на Пасху все еще сложнее. Для многих православных посещение кладбища на Пасху считается едва ли не главным обязательным обрядом после праздничной службы.
На самом деле традиция эта родилась сравнительно недавно, в советские времена воинствующего атеизма, когда поход на кладбище оставался для многих единственной возможностью молиться и хотя бы частично соблюдать религиозные обряды.
Православная же церковь говорит о том, что поминовение усопших на Пасху противоречит самом смыслу праздника Воскресения. Это время радости и веселья, а не печальных мыслей и скорби. Не говоря уже о том, что для памяти умерших существует отдельный день после пасхальной недели – Радоница.