ДУШАНБЕ, 1 апр — Sputnik, Вадим Попов. В Душанбе завершилась Международная универсальная выставка-ярмарка "Таджикистан-2019".
В павильонах выставочного центра "Кохи Борбад" представили свою продукцию порядка 100 компаний.
Торговые агенты из Российской Федерации, Узбекистана, Афганистана, Турции, Беларуси, Казахстана, Южной Кореи и Таджикистана продемонстрировали товары и услуги потенциальным клиентам и партнерам.
Участники и организаторы поделились со Sputnik Таджикистан своими впечатлениями.
Участие в выставке - первый шаг на рынок Таджикистана
Россию представили 10 компаний из Челябинска и Нижнего Новгорода. Среди них оказались производители инженерных систем для водопроводов и теплопроводов, комплексного оборудования для нефтегазовой отрасли, запчастей для строительной техники, навесного оборудования для сельхозтехники, сигнального оборудования для автотрасс, галантерейных товаров из высокопрочной стали, медицинской техники, обучающих программ и виртуальных эмуляторов и других.
Все участники уверены, что именно в Таджикистане их продукция будет иметь спрос, так как республика стремительно развивается. Например, строительство новых зданий и коммуникаций является одним из главных приоритетов власти и бизнеса Таджикистана, а значит, услуги российских строительных фирм будут востребованы.
Так, российская компания по производству навесного оборудования предложила новые технологии в отделке фасадов зданий, крепления и современные конструкции, существенно экономящие усилия и средства при возведении новых объектов. А представитель завода облицовочных материалов из Челябинска рассказал о потенциальных клиентах подобной продукции.
"Строительство в Таджикистане только набирает обороты. Это и жилые комплексы, и торгово-развлекательные. Мы хотим здесь присутствовать, но пока опыта работы в Таджикистане у нас не было", - сказал Андрей, менеджер компании "Алкотек".
Предприниматели из России уверены, что подобные выставки - хороший способ выйти на рынок, сделать первый шаг в новом направлении для своей продукции.
Южно-Уральская торгово-промышленная палата предоставила компаниям из Челябинска возможность посетить Душанбе на безвозмездной основе.
"На здоровье" в Таджикистане
К числу наиболее интересных участников выставки можно отнести российскую компанию по производству медицинских имплантов "Репер-НН". Ее представитель рассказал, что их продукт является уникальным для лечения катаракты и глаукомы.
Искусственная диафрагма и линзы из Нижнего Новгорода востребованы на российском рынке, а теперь они появятся и в Таджикистане.
"В нашем портфеле есть такой уникальный продукт, как иридохрусталиковая диафрагма. В данном импланте интегрирована интраокулярная линза. Аналогов в мире практически нет. Мы - единственные, кто производит мягкую диафрагму с интегрированной оптикой", - сказал менеджер компании и выразил надежду, что продукция будет пользоваться спросом у медицинских учреждений Таджикистана.
Вместе с имплантами россияне предлагают таджикским коллегам и консультации по проведению операций. По словам торгпреда, цена, которую пришлось заплатить за участие в выставке-ярмарке "Таджикистан-2019" более чем приемлема, если сравнивать ее с обычными для фирмы офтальмологическими конференциями.
Производители медикаментов из Беларуси также уверены, что их продукцию оценят большее число клиентов, учитывая, что они сотрудничают с Таджикистаном уже 20 лет, а их лекарства и витамины охотно покупают в 25 странах мира. Фармакологи из Беларуси на этот раз представили линейку кардиопрепаратов, лекарств от гриппа, витамины, линейку детских лекарственных средств.
Серию продуктов для здоровья и долголетия на выставке в Душанбе замыкает корейская косметика. Она набирает популярность во всем мире, получает высокую оценку экспертов, и в Таджикистане наверняка найдется спрос на нее. Поэтому представители южнокорейской компании с удовольствием приняли предложение ТПП Таджикистана принять участие в выставке.
Химия для жизни
Несколько стендов были посвящены продукции химической промышленности из разных стран. Среди них оказалась узбекские компании по производству сырья для строительства, пластмассовых изделий, текстиля, моющих средств, косметики и фармацевтики.
Также выделилась турецкая компания из Кыргызстана по производству удобрений и пестицидов. Ее сотрудники рассказали об эффективных технологиях защиты хлопка и овощных культур. Они ищут официального дистрибьютора, который будет представлять их в Таджикистане.
"В нашем портфолио имеется более 200 наименований нашей продукции. В 2017 году мы открыли филиал в Бишкеке, а сама компания работает уже больше 30 лет. Мы привезли с собой программы для защиты сельскохозяйственных культур на основе препаратов, которые изготавливаются по евростандарту", - сказала Бактыгуль Аскералиева, представитель компании .
В руководстве турецкой фирмы случайно услышали о выставке от дистрибьютера в Таджикистане, который уже делал несколько заказов, и решили участвовать в ней, пояснила Аскералиева.
Инженерия, авиация, туризм - новые технологии в Таджикистане
К числу наиболее технологичных или даже экзотических услуг и продуктов на ярмарке можно отнести предложения строительной компании Hyundai из Южной Кореи. Она известна во всем мире и имеет богатую историю. В Таджикистан фирма привезла контракты на покупку башенных кранов, производство иной техники, услуги по проектной деятельности.
Корейцы выразили пожелание поучаствовать в подобном мероприятии еще раз, но с условием, что она будет уже специализированной, для производств инженерной продукции.
"Для нас выставка в Таджикистане мала, нам бы хотелось видеть больше предприятий", - сказал представитель Hyundai.
Южнокорейские компании продемонстрировали также продукты высокотехнологических производств, IT-технологий. В Таджикистан прилетели корейские производители систем для авионики. Они уверены, что у таджикской авиации большое будущее, поскольку, стране надо выходить из географической изоляции.
Кроме того, власти Таджикистана обсудили с южнокорейскими партнерами возможность прямого авиасообщения Душанбе - Сеул.
Таджикистан изучит возможность восстановления авиарейсов в Иран
Южная Корея и Таджикистан заключили и меморандум о развитии туризма между двумя странами. Тема повышения туристической привлекательности Таджикистана была знаковой в рамках данного мероприятия.
Так, ректор Академии туризма в Анталии Зафер Бикеноглу рассказал, чего ждет от презентации своих услуг в Душанбе. По его словам, академия может обучать персонал для туристических компаний Таджикистана.
"О выставке мы узнали от посла Таджикистана в Турции, подали заявку в Торгово-промышленную палату Таджикистана и получили приглашение. Мне кажется, у вас есть огромная перспектива развития туризма. Мы представляем образовательное учебное заведение и хотели бы помочь в обучении специалистов", - пояснил он.
Отдельного внимания удостоились стенды из Афганистана и Узбекистана. Афганцы привезли на выставку продукты питания, сухофрукты, хлопковое масло, шафран, а также текстиль и товары промышленного производства, в частности трубы. В ярмарке приняли участие представители Ассоциации женщин-предпринимателей Афганистана.
Большинство компаний в Таджикистане побывали впервые. Все участники отметили, что условия размещения стендов на выставке-ярмарке "Таджикистан-2019" хорошие, если сравнить их с подобными на мероприятиях в других странах, и выразили уверенность, что будут продолжать сотрудничество с республикой.
Чем похвастался Таджикистан
В Торгово-промышленной палате Таджикистана рассказали подробно о выставке и о том, какую продукцию представили таджикские производители. По словам заместителя председателя палаты Манзуры Рустамовой, таджикские компании из Хатлонской и Согдийской областей, а также Душанбе были ориентированы на то, чтобы показать именно экспортные товары.
"У нас очень много строительных материалов было представлено, стальные двери, большой блок пищевой промышленности, консервирование, цветоводство. Был мрамор", - рассказала Манзура Рустамова.
Она подчеркнула, что белый мрамор Таджикистана очень заинтересовал корейцев. Рустамова отметила, что выставка удалась, прошедшие дни показали, что интерес к ярмарке высокий.
Великолепное празднование Навруза на ВДНХ - видео
Помимо частных договоренностей, сотрудники министерств Таджикистана приглашали иностранных гостей для обсуждения условий контрактов в свои офисы.
Подводя итоги, можно утверждать, что Таджикистан и другие страны только выигрывают от таких мероприятий.