Человек, который это произнес (замминистра обороны Рэндел Шрайвер), заслуживает нашей благодарности за прямоту — заодно очень рекомендую посмотреть на его фото, сразу видно, что прямота Шрайверу свойственна.
Перед нами часть американской артподготовки к грандиозному Второму международному форуму "Один пояс — один путь" в Китае в конце апреля, где ожидается участие Владимира Путина и еще примерно сорока высших мировых лидеров, а также гостей из всех 124 стран — участниц проекта.
Если учесть, что всего стран чуть менее 200, то есть по части "Пояса и пути" партнерствует с Пекином около 60 процентов мира, то, в общем, понятно, что американцы не могут молчать. Но и сказать им по сути дела нечего. Кроме примерно следующего: этак вся планета пойдет за нашим стратегическим конкурентом, а китайский мир хорошим быть не может просто потому, что он тогда будет не полностью американским.
Танец с пандой. Китай — спаситель Европы или системный соперник?
Остается придумывать вот какие формулировки: "хищническая экономика" и растущая военная мощь конкурента угрожают миру коррупцией, подрывают суверенитет малых наций, размывают права человека и ослабляют торговые системы. Это изрекает все тот же Шрайвер, но ранее так же высказывался вице-президент Майкл Пенс и множество прочих деятелей, и повторяют они эти формулировки снова и снова.
А противостоит этим речам набор твердых фактов, накопившихся за время после 2013 года, когда идея проекта "Один пояс — один путь" была впервые сформулирована китайским руководством. Итак, прошло менее шести лет, а достигнуто уже вот что: например, строится новая столица Египта к востоку от Каира, с 386-метровым небоскребом в центре. Для него Китайская государственная строительно-инженерная корпорация привезла египтянам новые технологии работы с цементом, пригодные для пустынных территорий.
А еще — вы не поверите — московское метро. Да-да, юго-западная часть нового метрополитена — это тоже они, в данном случае China Railway, первые иностранцы в истории российской подземки. Выиграли тендер они благодаря новым проходческим технологиям, и с тех пор — по итогам первых месяцев работы — получили еще несколько заказов.
Эксперт: Китай будет производить еще больше вооружений
А также есть проект гидростанции "Бело Монте" в Бразилии, с его уникальной линией электропередачи сверхвысокого напряжения… Но хватит примеров — их, вообще-то, десятки. И ничего подобного ни США, ни Запад в целом предложить не в силах: нет ни идей, ни ресурсов.
Напомним, смысл "Пояса и пути" изначально был в том, что для оживления международной торговли (и развития десятков стран) требуется построить или обновить множество морских и речных портов, шоссе, городов и железных дорог — через весь евразийский континент, с заходом в Африку, а затем и в Латинскую Америку. Каждая страна делает это самостоятельно, но при финансовом и прочем участии Китая, поскольку ему — мировой производственной мастерской — больше всех выгодна эта торговля.
И вот сейчас на форуме будут подводиться итоги: работает проект или нет? Еще как работает. С 2013 по 2017 год мировая торговля развивалась вяло, а вот у Китая с подписантами проекта "Один пояс — один путь" она выросла на 4,88 процента.
В конце апреля на форуме, без сомнения, прозвучит множество таких цифр. То есть тут у нас уже не намерения, а очевидные результаты, причем с выгодой для всех. Кстати, не только для вот этих 124 стран — американская General Electric, не смущаясь, заявляет, что ее ждет рост операций в двузначных цифрах, потому что она тоже подключилась к "Поясу и пути".
Что касается "идеологической войны", то Пекин, заметим, до недавних пор подчеркивал: идеология его проекта в том, что она демонстративно отсутствует. И так же демонстративно отказывался от привязки своих инфраструктурных и прочих строек к каким-либо открытым пожеланиям по части политики или идеологии: мир велик и сложен, каждая страна сама выбирает себе стиль управления, Китай принципиально в чужие внутренние дела не вмешивается. По крайней мере на уровне доктрин и набора "правил".
Это, конечно, тоже было идейным вызовом США и прочим странам Запада, которые десятилетиями поступают ровно противоположным образом и своими кредитами запутали множество государств в коконы безнадежной зависимости — да вот хоть Украина... Но все-таки до сего дня вы скорее услышите из Пекина, что "Один пояс — один путь" — это инфраструктура, торговля, развитие. В общем, бизнес и никакой политики.
Не помогло. Но если уж США начали открытую "войну идей", то могут получить в ответ то же самое. Потому что, перефразируя Ленина, только такие пояс и путь чего-то стоят, которые умеют защищаться.
В частности, те же США с их привычкой вводить санкции просто вынуждают к идейному и прочему сопротивлению любого, кто имеет дело с Китаем. Вспомните, как пригрозили американскими санкциями компаниям, торгующим с Ираном. И европейцы — европейцы! — решили разработать общие для Евросоюза финансовые схемы, благодаря которым можно и не узнать, кто из них ведет какие-то расчеты с Тегераном.
И что мешает сейчас в превентивном порядке разработать такую же схему для всех участников "Пояса и пути"? Тем более что она почти существует как идея. Известно, что как только кто-то где-то вводит против кого-то санкции, Пекин начинает с удвоенной активностью торговать с "пострадавшим". Это узнали на себе такие разные страны, как Мьянма и… Россия. И не только они.
А это уже, по сути, вопрос общей для участников "Пояса и пути" идеологии: что можно делать со странами, входящими в какой-то клуб или проект, а чего принципиально нельзя. То есть практика может начать обрастать словами — почему санкции недопустимая вещь, которой надо противостоять.