Таджикский народный танец - вертикальное выражение богатства древней культуры

Задолго до того, как на Земле появились первые поэты, человечество научилось выражать свои чувства в танце.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Таковым можно условно назвать даже пляски пещерных людей вокруг убитого мамонта, и, судя по всему, некоторые современные стили танцев (тот же тверк, например) берут свое начало именно оттуда.

В Таджикистане люди танцевали всегда и с удовольствием. Староста нашей группы в ВУЗе был ярым фанатом греческой музы танцев Терпсихоры: только заслышав первые такты любой ритмичной мелодии, тут же бросался в пляс. Каюсь, однажды я использовал это его пристрастие к собственной выгоде.

Меня и двух моих однокашников должны были "пропесочить" на общем собрании за крупный "залет". Докладчиком-обвинителем должен был выступить именно староста. Но стоило ему взобраться за трибуну, как в аудитории раздались зажигательные звуки хорезмского "лазги".

Вообще-то, это образец узбекского творчества, но наш Зокир был родом из Северного Таджикистана, там узбеки и таджики живут бок о бок. У бедного парня непроизвольно начали дергаться плечи, нижние конечности, получив соответствующий импульс, тоже стали двигаться в такт, лицо расплылось в широкой улыбке, и вот уже таджикский Махмуд Эсамбаев вылетел на сцену, раскидав во все стороны листы доклада с перечнем наших прегрешений.

Собрание, естественно, было сорвано, так как кворум в полном составе валялся от смеха под партами, санкций ни к нам, ни к танцору применять не стали. А я в очередной раз поблагодарил отца, привезшего мне из командировки в Японию компактный магнитофон "Sanyo", ну и собственную смекалку.

Первоисточником таджикского народного танца, как и всех остальных, является пантомима, в основе которой подражание животному миру. Достаточно перевести названия некоторых из них: "Шербози" (Танец льва), "Рубохбози" (Танец лисы), "Лак-лакбози" (Танец аиста) и т.д. Для передачи образов животных или птиц танцоры использовали маски, но самые виртуозные умудрялись копировать пластику движений фауны.

Отдельный пласт, появившийся чуть позже, - это ритуальные или обрядовые танцы. Они исполнялись в дни знаковых событий, как радостных, так и грустных. Поначалу, в качестве музыкального сопровождения, использовались ударные инструменты, затем, по ходу их появления, присоединились духовые и струнные.

Нельзя не упомянуть и воинские пляски. Это танцы с саблями (Шамшербози), ножами (Кордбози), палками (Калтакбози), щитами и другими подобными орудиями нападения и защиты. Для них характерны высокие прыжки, резкие маховые движения, внезапные развороты и остановки в угрожающих позах. В наши дни данные образцы сценического искусства хорошо сохранились, в основном, в Горном Бадахшане.

Есть у таджиков и танцы мирного характера, прославляющие созидательный труд. В них участники передают движения мастеров традиционных народных ремесел: "Гилем Вифт" (Тканье ковра), "Шибитз" (Размельчение шерсти), "Ангушти Ошпаз" (Танец повара) и так далее.

По формату таджикские делятся на две основные группы: круговые и некруговые. Первые отличаются соревновательным характером, когда два танцора выходят в круг и пытаются превзойти в искусстве соперника. Остальные "болеют" за своего, подбадривая его ритмичными хлопками ладоней и гортанными криками. Постепенно на арену выходят свежие пары, заменяя уставших танцоров.

Как самый юный балетмейстер Таджикистана Нодира Якубова добилась успеха

Представители некругового формата появляются на сцене в одиночку, либо группой в несколько участников. Они синхронно передвигаются в строго определенных направлениях, через цепочку движений передавая эмоциональное наполнение сюжета.

Рисунок, пластики и ритмичность таджикских народных танцев различаются в зависимости от региона.

Северу республики присущи плавность, неторопливость и мягкость. Юг и восток отличаются резкими, четко обрисованными па, ритмичными мелодиями. Фирменной фишкой этих регионов является "чарх" (кружение), чем-то напоминающий стиль турецких дервишей.

Есть деление на мужской и женский стили. Сильный пол задействует, в основном, плечевой пояс, руки и ноги. Прекрасная половина делает упор на изгибы тонкого стана, кокетливые движения шеи и рассыпаемые щедрыми гроздьями томные взгляды очей из-под полуприкрытых век.

Девушка исполнила национальный таджикский танец на Бруклинском мосту в США

Попавшие под "обстрел" мужчины, войдя в раж, могут в экстазе полоснуть себя ребром ладони по груди наискосок. Это значит, что он готов вырвать свое сердце и преподнести его коварной соблазнительнице в подарок.

Современный таджикский танец впитал в себя многие европейские черты. Слияние это – заслуга знаменитых таджикских хореографов, таких как Гаффор Валаматзода, Зебо Аминзода и многие другие. Именно их стараниями национальное искусство танца вышло на международный уровень и снискало заслуженное признание во всем мире.

Самой известной таджикской танцовщицей, искусству которой аплодировали зрители полсотни стран на планете, была и остается великая Малика Каландарова. Ее танец "Шодиена" до сих пор считается эталоном, а с номером "Горянка Таджикистана" в постановке Каландаровой знаменитый ансамбль Игоря Моисеева объездил полсвета.

Самобытная лексика и пластика таджикского народного танца отличается богатством и разнообразием. Каждое движение в нем наполнено смыслом, имеет свое название и предназначение. Сюжеты танцев передают древнюю духовную культуру таджиков, отражают природные явления, сражения и созидание, любовь и героизм, грусть и радость. Счастье, что его удалось донести до наших дней, важная задача – сохранить это наследие для следующих поколений.