Таджикистан и Россия усилят защиту границы

В ближайшие дни в Душанбе отправится с официальным визитом делегация российского Министерства обороны во главе с Сергеем Шойгу. Что станет основной целью визита - в материале
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

В объявленной программе мероприятий – встречи с президентом республики Эмомали Рахмоном и министром обороны Шерали Мирзо.

Какой ценой Россия и ОДКБ укрепляют таджикско-афганскую границу

Основной темой визита должно стать военно-техническое сотрудничество и отражение угроз безопасности республики.

Террористы присматриваются к 201-й военной базе России в Таджикистане

Менее месяца назад аналогичная по составу российская делегация побывала в Бишкеке, так что визит в Таджикистан может рассматриваться как часть комплексной стратегии по военному укреплению региона.

В начале года Москва уже передала Душанбе вооружений и техники на сумму более 9 миллионов долларов в рамках программы модернизации национальной армии. Однако, судя по всему, решение актуальных задач может потребовать больших усилий и вложений, которые и будут обсуждаться сторонами.

Террористы на юге

Тревогу вызывает и концентрация боевиков у южных границ республики, и вылазки террористов внутри страны – теракты, восстания в исправительных колониях, создание террористических групп.

Сюрприз для ЦА, или смогут ли США закончить войну в Афганистане

Этой зимой появились несомненные свидетельства того, что к границам Таджикистана вышли международные террористические организации. Согласно февральскому докладу ООН по проблеме терроризма, в приграничном уезде Шигнан (афганский Бадахшан) создана базы "Аль-Каиды"*, которую от таджикского Хорога отделяет сравнительно небольшое расстояние.

По данным доклада, в районе находятся не менее 500 боевиков "Аль-Каиды"*, "Исламского Движения Узбекистана"* и "Джамаата Ансаруллох"*, среди которых много уроженцев постсоветских республик. В общей сложности, по данным таджикистанских властей, в пограничных районах базируется более 16 тысяч боевиков различных вооруженных группировок.

Лагеря международных террористов защищены покровительством афганского движения "Талибан"*, которое контролирует этот регион и использует боевиков, имеющих опыт войны в Сирии и Ираке, в качестве инструкторов и военных советников в своих отрядах. Официальный Кабул, практически не контролирующий эту часть страны, никак не может повлиять на ситуацию.

Американское оружие для Таджикистана: против кого

Боевики в Шигнане наравне с обычным стрелковым оружием и бомбами располагают и более мощным вооружением. В частности, в их руках находятся неизвестное число батальонных минометов из арсеналов афганской армии и кустарные установки ПВО на базе трофейных ракет Р-73. С использованием одной из них этой весной боевикам удалось сбить как минимум один американский беспилотник.

В отличие от самих талибов, боевики, базирующиеся в пограничных районах, ориентированы на экспансию на север, в Таджикистан, Кыргызстан и Узбекистан (откуда многие из них выехали, опасаясь ареста за экстремизм).

Угрозой является их связь с трансграничными потоками наркотрафика, из Афганистана в Таджикистан и Узбекистан, который позволяет им пользоваться возможностями местных ОПГ для террористической деятельности и наркофинансами для накопления ресурсов.

Российская военная база в Таджикистане: цена вопроса

Сращивание криминала и террористов серьезно накаляет ситуацию на границе, и операции по перехвату наркотиков часто сопровождаются боями. В среднем происходит не менее 20 боестолкновений в год, о последнем сообщалось в апреле. Тогда в ходе боя у кишлака Кавок в перестрелке были убиты два контрабандиста и ранен пограничник. На месте боя было изъято около 60 кг наркотиков.

Заброс одиночек, создание ячеек

Наравне с риском прямого вторжения крупных соединений боевиков возникает проблема инфильтрации одиночек и малых групп с целью создания новых террористических ячеек в странах СНГ.

В частности, в марте был арестовано и осужден заброшенный в Таджикистан с подобным заданием некий Келдиев, активист группировки "Джамаат Ансаруллох"*, также бывший какое-то время инструктором в отрядах "Талибана"*.

Такие эмиссары террористических группировок чаще всего пересекают границу вместе с трафиком наркотиков в Горном Бадахшане, оттуда двигаются на север, стремясь проникнуть в Ферганскую долину, чтобы создать там подпольные террористические базы.

Талибов уже не ждут в Москве – вторжение в Таджикистан перешло все границы

Наличие денежных ресурсов, связанных с наркоторговлей, расширяет возможности террористов по приобретению поддельных документов, оружия и подкупу силовиков.

Участие бандподполья в преступном бизнесе ведет к сращиванию их террористических группировок с криминальным миром, распространению их идей в местах лишения свободы. Сейчас уже порой говорят о появлении целых "зеленых зон" под влиянием террористов, по аналогии с "черными", контролируемыми криминальным миром, и "красными", где поддерживается относительная законность.

Стратегия обороны

При текущей политической ситуации армия Таджикистана сталкивается с возможной угрозой вторжения отрядов боевиков с юга при одновременных террористических вылазках в тылу.

Учитывая рост численности, уровня подготовки и оснащения боевиков, речь может идти о вылазке до 10-15 тысяч боевиков со стороны Афганистана по направлению ГБАО или Хатлонской области, с одновременными ударами по приграничным коммуникациям, чтобы затруднить доставку армейских подкреплений отрядами пограничной охраны.

Теракт в Таджикистане: провокация, заявление или неизбежная проекция ИГ

При этом, как отмечалось выше, боевики могут располагать некоторыми средствами ПВО и артиллерии. Афганская сторона неоднократно заявляла об использовании боевиками для переброски личного состава "неопознанных вертолетов", в связи с чем зимой Россия передала Таджикистану несколько радиолокационных комплексов для усиления ПВО в районе границы.

Фактическая численность армии Таджикистана, по сообщениям СМИ, 7,4 тысячи человек, с добавлением национальной гвардии – до 16-17 тысяч. В случае экстренной ситуации мобилизационный резерв составит около 350 тысяч человек, но внезапное вторжение может банально не дать времени для призыва и формирования новых частей.

Поэтому есть большая вероятность, что в случае вторжения афганских боевиков первоначально национальные вооруженные силы будут равны по численности противнику или даже уступать ему.

В этой связи важнейшую роль в обороне играет контингент 201-й военной базы. По опубликованным данным, это около 7 тысяч человек, располагающих современной военной техникой. В среднем их военная подготовка и снаряжение будет превосходить и национальные вооруженные силы, и потенциального противника. Кроме того, Российская армия имеет недавний опыт противостояния боевикам в Сирии.

Дамоклов меч над Таджикистаном, или Новая стратегия Трампа в Афганистане

С учетом изложенного главной задачей по обороне страны становится максимальный контроль госграницы, чтобы вовремя своевременно обнаружить начало возможного вторжения или подготовки к нему.

Вторая, не менее важная задача, – контроль над коммуникациями, чтобы в кризисной ситуации доставить подкрепление пограничным войскам и не дать группам террористов дезорганизовать тыл.

В этой связи на переговорах в Душанбе речь может идти как раз, о разработке совместных мер по укреплению защиты пограничной полосы. Причем как за счет усиления 201-й базы, так и группы пограничного сотрудничества ФСБ, действующей в Таджикистане. В настоящий момент она решает преимущественно логистические и учебные задачи, однако с учетом обострения обстановки ее состав и функции могут измениться.

Наконец, вероятен вопрос о тщательном изучении ситуации на таджикско-афганской границе как наиболее неспокойном участке периметра ОДКБ. Возможно создание постоянной миссии из числа представителей штабов, разведок и пограничных войск стран-участниц Организации в регионе – для наблюдения и выработки рекомендаций.

Зачем Китай строит военную базу в Афганистане и причем тут Таджикистан

Возможно даже возвращение к идее создания единых пограничных войск ОДКБ для усиления охраны наиболее сложных участков внешних границ.

Необъявленная война

Многие надеются, что угроза внешнего вторжения так и останется потенциальной. Ведь уже сам факт наличия российских войск, включая группировку ВКС в Таджикистане и Кыргызстане, должен отпугнуть противника. Однако проблема в том, что война в регионе уже ведется, причем не конвенционными средствами.

В ходе восстания в колонии в Вахдате погибли около 30 охранников и заключенных. В ходе беспорядков в колонии близ Худжанда полгода назад было, по разным источникам, до 50 погибших.

По официальным данным, в Таджикистане около 7 тысяч наркозависимых, неофициально, наверняка, больше, что обусловлено интенсивной контрабандой афганских опиатов через республику.

За последние годы не менее 1,5 тысячи молодых людей были завербованы экстремистскими организациями и выехали или пытались выехать в горячие точки. Семьи этих людей также могут считаться жертвами войны, фактически ведущейся против Таджикистана.

Что стоит за перестрелками на таджикско-афганской границе

В этих условиях сверхважной становится задача любыми способами защитить границу, чтобы блокировать подпитку бандподполья и связанных с ним нарко-ОПГ в республике и предотвратить дальнейшие жертвы.

На этом пути масса препятствий, среди которых и мощные ресурсы боевиков и криминала по ту сторону границы, и случаи коррупции и недостаточная эффективность силовых структур и государственного аппарата в РТ.

Однако уже сейчас очевидно, что их придется преодолевать, потому что инерционное развитие ситуации в регионе будет означать только усугубление кризиса, рост и умножение рисков.

*Террористическая организация, запрещенная в России и ряде других стран.