Государственный музей Востока открыл выставку "В тени вершин: горные народы Афганистана", которая будет доступна для посетителей с 15 августа по 4 ноября 2019 года. В состав экспозиции вошли как предметы из собрания музея, так и из частных коллекций российских исследователей.
Первый зал выставки посвящен пуштунам и таджикам – крупнейшим народам Афганистана, веками вбиравшими в себя культуру малых этнических групп. Пуштуны издревле занимались скотоводством, кочуя и воюя на огромной территории от Ирана до Индии, а вот таджики были скорее городскими жителями, занимавшимися земледелием.
Во втором зале представлен быт дардских, нуристанских и ваханских народов, потомков первых людей, заселивших предгорья Гиндукуша много столетий назад. В прежние времена окрестные мусульмане именовали район их проживания Кафиристаном, что значит "страна неверных". Название такое неслучайно - предки современных нуристанцев дольше остальных придерживались языческих верований, сохранив их вплоть до конца XIX века.
Разница в вере, языках, особенностях ведения хозяйства и местах проживания определила различия культуры и быта равнинной и горной части Афганистана. Так, обилие хвойных пород деревьев вокруг позволило развивать ремесла и заниматься изготовлением резной мебели, нехарактерной для пуштунов и таджиков, живших ниже.
Ленин, Рудаки и герои Шахнаме - работы мастера Сироджиддина Нуритдинова
В отличие от ворсового ткачества жителей равнин, в высокогорных районах Памира и Гиндукуша предпочитают технологию безворсового плетения из шерсти козы и яка. Различие заметно и в выборе цвета: пестрота одежды нуристанцев, так же как и жителей высокогорных районов Таджикистана, резко контрастирует с однотонными, спокойными цветами традиционного костюма пуштунов и афганских таджиков.
Особого внимания заслуживает наследие языческих времен Кафиристана - небольшие деревянные "идолы", вообще нехарактерные для исламской культуры афганцев. Вырезанные из дерева фигуры устанавливали на кладбище спустя год после похорон, это были мемориальные изображения покойников, обладавших высоким статусом. Фигурки поменьше выполняли охранную функцию, их ставили на перекрестках дорог, границах полей и деревень.
К сожалению, после военной экспедиции кабульского эмира в глубь афганского Гиндукуша в 1895 году эта примечательная традиция, как и многие другие языческие обычаи, практически ушла в прошлое.
Сегодня люди на Западе очень немного знают о культурном многообразии Афганистана. Удивляться нечему: последние 30 лет в СМИ постоянно говорят о терроризме и наркотрафике в стране и никогда об ее искусстве и ремесленных традициях. Именно поэтому посол Афганистана в России Мохаммад Латиф Баханд на открытии выставки отметил, как важно знакомить людей с культурным богатством горских народов и рассеивать стереотипы об Афганистане исключительно как стране вечной войны.