На минувшей неделе в Душанбе стартовал рейд столичной милиции по городским интернет-кафе. Выглядит он следующим образом: правоохранители ходят по заведениям и задерживают всех присутствующих там детей школьного возраста.
Мероприятие с говорящим названием "Подросток" проводится ежегодно и продлится до ноября.
Логично было бы предположить, что милиционеры так выявляют злостных прогульщиков, но они делают это, как правило, после окончания учебного дня.
Между тем в опубликованном 2,5 года назад обращении МВД Таджикистана к родителям подростков упоминался запрет на посещение интернет-кафе молодыми людьми, не достигшими 20 лет, но только в ночное время.
Сына моего соседа и еще нескольких подростков задержали в 2 часа дня. Их привезли в отделение милиции и, как это показывают в американских фильмах, дали право на один телефонный звонок. Но, в отличие от голливудских штампов, не адвокатам, а родителям. Последние настоятельно приглашались в подразделение, чтобы забрать своих "преступников".
Время, напоминаю, дневное, то есть самый разгар рабочего дня. И вот по всему городу перепуганные вызовом в милицию родители вынуждены отпрашиваться у начальства и лететь на выручку к своим чадам. Сосед мой, кстати, в это время должен был читать лекцию в своем университете. Пришлось доверить ее ассистенту.
Запыхавшийся родитель прибыл в отделение, где получил на руки сына-старшеклассника, которого, от греха подальше, лично доставил домой и запретил выходить на улицу, кроме школы. Он думал, что на этом его переживания закончились. Наивный преподаватель…
Уголовник за партой: почему в Душанбе растет преступность в школах
На следующий день стартовала вторая часть Марлезонского балета – отца вызвали вновь, но уже в школу.
Там ему пришлось подписать расписку приблизительно следующего содержания: "Я, имярек, оповещен о факте задержания моего ребенка в интернет-кафе, предупрежден о возможных наказаниях, согласно статьям Закона об ответственности родителей, обязуюсь принять меры для недопущения подобных инцидентов в будущем".
Рассказывая мне об этом "приключении", сосед тяжело вздыхал и несколько раз недоумевающе задавал мне один и тот же вопрос: "А в чем, собственно, нарушение?". Оказывается, сын поехал в интернет-кафе, чтобы подготовить доклад по биологии, а их домашний провайдер как раз проводил в этот день технические работы.
Итак, что в сухом остатке? Школьник, посетивший интернет-кафе с учебной целью, да еще и днем, провел несколько часов в милиции, отца дважды отрывали от работы, между делом пригрозив родителю штрафными санкциями, мол, "попал на карандаш" правоохранительным органам. В общем, качественно помотали нервы обоим.
Но вот что интересно, никакого нарушения в их действиях не наблюдается. Задержали бы парня в "злачном заведении" после 20:00 – все, вопросов нет, "состав преступления" налицо. А тут все происходило в 2 часа дня...
Милиционеров понять несложно – они тоже живые люди, на работе устают, хочется провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, посмотреть "Дежурную часть" и лечь спать, чтобы набраться сил для предстоящих трудовых подвигов. А соблюдать предписания собственного же ведомства вроде как и не совсем обязательно.
В Душанбе несовершеннолетних задержали за ночное посещение интернет-кафе
Главное – вовремя и бодро отрапортовать: рейд провели, супостатов задержали, родителей вразумили. А когда этот рейд проводился, днем или вечером, какая разница. План мероприятий выполнен, расписки в наличии имеются, "галочка" в документе стоит, можно дырки под орден крутить или, на худой конец, премию от начальства выхлопотать.
Беда в том, что эффективность мероприятий, проводимых "для галочки", стремится к нулю. В частности, именно этот рейд превращается в фарс, к тому же наносит государству значительный экономический и репутационный ущерб: специалистов отвлекают от работы, горожанам и их детям мотают нервы. И все это по притянутому за уши поводу.
А ведь еще в июне 2017-го мэр Душанбе Рустам Эмомали подписал распоряжение, в котором также запретил несовершеннолетним находиться в интернет-кафе после 20:00.
Однако тем же документом глава столичной администрации поручил социальным, образовательным, культурным и молодежным службам при поддержке СМИ "организовать культурно-досуговые внешкольные мероприятия для молодежи, а также создать интернет-ресурсы, способствующие правильному формированию личности подрастающего поколения".
По всей видимости, столичные чиновники сочли, что для выполнения этого распоряжения достаточно соблюсти его начальный пункт, - ничего удивительного.
Парламент Таджикистана: родители ответят перед законом за шалости детей
Но не будем слишком строги к милиционерам. Проблема в том, что и другие ведомства стараются от них не отставать. К примеру, Министерство образования Таджикистана запретило школьникам иметь при себе мобильные телефоны.
Помню, сколько копий было сломано в социальных сетях по поводу этого решения. Родители возмущенно вопрошали, каким образом им прикажете контролировать своих детей.
Получается, отправил ребенка в школу и до его возвращения мучайся неизвестностью: где твой отпрыск, благополучно ли добрался, чем занят и когда прибудет в отчий дом.
Контроль за исполнением этого приказа также возложили на милицию. Теперь люди в погонах регулярно навещают школы и обыскивают учеников и их портфели, нарушая тем самым целый ряд законов, прописанных в Конституции Таджикистана, Уголовном и Административном кодексах. О чем, кстати, не раз высказывались как местные, так и зарубежные юристы.
Вообще, если проанализировать деятельность таджикских госструктур, то становится ясно, что их излюбленным методом борьбы с недостатками является запрет. Его применяют по любому поводу, хотя неэффективность этого способа доказала, если верить Библии, - прародительница всех женщин Ева, вкусившая яблоко из райского сада. Откуда и пошла пословица "Запретный плод всегда сладок".
Для искоренения негативных явлений куда эффективнее применять повсеместную агитацию и пропаганду правильного поведения, с молодых лет прививать уважение к законам, культуре поведения в обществе и прочим человеческим ценностям.
Много веков назад великий китайский философ Лао-Цзы произнес: "Когда в Поднебесной много запретов – народ беднеет". Он изрек это о своей стране, но данный постулат, как мне кажется, справедлив для любой другой.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции