В утвержденной программе прекрасно решительно все. Прекрасны задекларированные цели на пять лет, среди которых:
— 40-процентный рост реального ВВП;
— создание одного миллиона новых рабочих мест;
— привлечение 50 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций;
— приведение в "хорошее состояние" всех основных дорог (24 000 километров), активное развитие железной дороги, строительство пяти глубоководных портов и 15 аэропортов;
— обеспечение каждого украинца на уровне реального прожиточного минимума;
— снижение уровня загрязнения окружающей среды как минимум на 20%;
— положительный демографический тренд (рождаться и возвращаться в страну будет больше людей, чем умирать и уезжать).
Прекрасны уникальные драйверы экономического роста, упомянутые в документе. Прекрасно также полное отсутствие указаний на инструменты и ресурсы для достижения этих целей и маркеров, свидетельствующих о верном направлении движения.
Стоит оговориться, что один маркер господин Гончарук, не подумав, все же упомянул. Это пятипроцентный рост реального ВВП в 2020 году и семипроцентный в последующие годы. Но это и правда едва ли не единственная цифра, к которой можно будет апеллировать по ходу выполнения пятилетней программы.
Все же упоминаемые в документе цифры описывают результаты, которые наступят через пять лет. Не говоря уж о том, что "хорошее состояние дорог" — показатель вообще неизмеримый. А возможность измерения показателя "снижение уровня загрязнения окружающей среды как минимум на 20%" вызывает большие сомнения.
Стали известны подробности беседы Лаврова с Зеленским
Что же касается "драйверов роста", то есть ощущение, что в украинском правительстве перепутали драйверы с дайверами. Во всяком случае, считать драйверами экономического роста приватизацию, продажу проблемной задолженности банков или легализацию азартных игр просто нелепо.
Приватизация и легализация находящегося в густой тени сектора азартных игр в краткосрочной перспективе может помочь частично заткнуть бюджетные дыры, но это точно не драйверы роста. Никак не относится к ним и продажа проблемной задолженности банков.
А о реальных инструментах, которые могли бы поспособствовать экономическому росту, в программе нет ничего. Начиная от отсутствия цели хотя бы закончить конфликт на Донбассе (не говоря о реинтеграции ЛДНР) и заканчивая отсутствием стимулирования инвестиций в реальный сектор, поддержки несырьевого экспорта, нормализации денежно-кредитной политики и так далее.
Но проблема принятой программы не только в нереальности целей, отсутствии инструментов и ресурсов для их достижения. И не только в том, что в правительстве не понимают, что такие инструменты и ресурсы нужны.
Большей проблемой является то, что планы стремительного экономического роста не имеют под собой никакой базы.
Зеленский назвал основные задачи на посту президента Украины
Да, украинский Госстат показал во втором квартале текущего года наибольший с четвертого квартала 2016-го рост реального ВВП — 4,6%. Но на чем базируется этот рост? Во-первых, на продолжающемся увеличении переводов от украинских гастарбайтеров, которое уже в ближайшие годы прекратится в силу демографических причин. Во-вторых, на пирамиде облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ), которую в канун и сразу после выборов возводила украинская власть.
Именно эти два фактора стимулировали потребительский спрос внутри Украины и привели к государственным капиталовложениям в строительство и ремонт инфраструктуры перед выборами. Собственно и локомотивами роста ВВП стали строительный и финансовый секторы (финансовый в первую очередь за счет паразитирования на ОВГЗ).
Да вот только в ближайшей перспективе в обоих ожидаются проблемы. Выборы прошли, и даже в Киеве остановилось строительство Шулявского путепровода — одной из ключевых развязок для правобережья города. Ну, а пирамида ОВГЗ долго просуществовать не сможет. Пока еще удается ее накачивать деньгами, во многом в связи с ожиданиями по открытию рынка земли.
Однако наметились и тревожные симптомы. Например, резиденты в первые дни октября несколько сократили свои вложения в украинские облигации. Пока, правда, лишь на 900 миллионов гривен (около 1% их вложений), но начало положено.
Реальная же основа экономики, промышленность, находится в неважном состоянии. За восемь месяцев ее рост составил лишь 0,1%. А в ключевом, перерабатывающем секторе и вовсе спад: минус 0,6% с начала года и последние четыре месяца к аналогичным месяцам прошлого года.
И проблемы в промышленности только нарастают. В октябре сразу два крупных предприятия — Днепровский металлургический завод и Днепровский металлургический комбинат — останавливают часть своих производственных мощностей. "Азовсталь" уже работает не на полную мощность.
Все это происходит на фоне замедления мировой экономики, ухудшения конъюнктуры для основных товаров украинского экспорта. Подливают масла в огонь и действия украинской власти, которая инициировала проверки СБУ на "АселлорМиттал Кривой Рог", намеревается в разы повысить ренту на добычу железной руды и проводит дорого обходящуюся промышленности реформу энергорынка.
Но из "государства в смартфоне", в котором живет украинское правительство, всего этого, видимо, не видно. Или, может быть, ему происходящее просто неинтересно. А все реальное в их программе заканчивается на словах: массовая приватизация госпредприятий и открытие рынка земли.