В Москве проходит ПРОДЭКСПО-2020, международная выставка продуктов питания, где свои товары представляют 14 компаний из Таджикистана. Упор, как и следовало ожидать, сделан на дары полей и садов - абрикосы, виноград, орехи, сухофрукты и всякую вторичную продукцию вроде сиропа и варенья.
По словам директора одной из компаний Пулота Ашурова, две трети своего урожая дехкане продают в России, малая часть отправляется в Европу и Китай, где таджикские фрукты особенно ценятся. Возможно, сами фермеры хотели бы активнее осваивать рынки Поднебесной, но этому мешают колоссальные затраты на логистику.
"Транспортировка, растаможка, погрузка - это все стоит 50 рублей за килограмм, при его себестоимости в 30 рублей. Услуги стоят дороже, чем сам товар. У нас, в Согдийской области, 18 тысяч урожайных гектаров, там, по словам китайцев, зона высокой экологичности. Поэтому наши абрикосы в Китае стоят 15 долларов за килограмм, тогда как собственные, китайские, всего 2 доллара. Но вести таджикские фрукты туда очень дорого", - пояснил Ашуров корреспонденту Sputnik.
Иная проблема в России, где таджикские аграрии из-за проблем с сертификацией товаров не могут выйти в сетевые магазины и вынуждены довольствоваться торговлей на оптовых рынках.