ДУШАНБЕ, 19 март - Sputnik. Хотя в Таджикистане еще не зарегистрировано ни одного случая заражения коронавирусом, первые жертвы пандемии в стране уже есть. Многие успешные предприниматели вынуждены прекратить работу и с горечью подсчитывать убытки.
Абдусамад Хаджиев уже семь лет успешно занимается перевозками. Вместе с коллегами он доставляет товары в Таджикистан из Ирана через Туркменистан, Азербайджан и Афганистан. Буквально месяц назад его партнеры даже не предполагали, что их расцветающему бизнесу так скоро и неожиданно придет конец. Всему виной - коронавирус, заставивший страны закрыть границы от надвигающейся эпидемии.
"В 2013 году один из друзей предложил мне привести товары из Ирана. Я согласился. Вскоре все пошло по маслу. Я нагружал фуры товарами из Тегерана, Исфахана, Шираза, Мешхеда, Горгана и других иранских городов и доставлял их в Худжанд через Туркменистан и Узбекистан", - рассказывает он.
Сначала Хаджиев импортировал полиэтиленовые мешки для цемента - в Иране они почти ничего не стоят, так как производятся из нефти. Позже он расширил ассортимент строительными материалами, добавив арматуру, железо и краски, и сельскохозяйственными товарами, включая ядохимикаты, пластик, корма для животных и другие.
"В 2015-м мои фуры попали в "засаду" на границе с Туркменистаном. Пришлось менять маршрут. Я стал возить товары из Ирана в Узбекистан, а а оттуда реэкспортировать в Таджикистан. Конечно, это сказалось на тратах. Например, через Туркменистан я провозил 23 тонны за 3 000 долларов. Когда путь закрыли, расходы выросли до 15 000 долларов. Каждая тонна обходилась в 200 долларов, плюс налоги и таможенные сборы. Для сравнения, из иранского порта Бандар Аббас в Китай по водному пути каждая тонна обойдется всего в 24 доллара, а в Новороссийск - 19 долларов", - объясняет он.
И тем не менее, доход был, поэтому бизнесмен продолжал заниматься иностранными перевозками вплоть до февраля 2020 года.
"Когда в Иране была обнаружена инфекция, страны начали закрывать границы. Сначала Туркменистан, потом через месяц Азербайджан. Оставшиеся соседи стали поднимать цены за транзит, просили 6-8 тысяч долларов с грузовика. Конечно, тут никакой бизнес не выдержит. А теперь и вовсе путей нет, все закрыто", - сетует он.
Коллеги советую присмотреться к маршруту через Афганистан, но Хаджиев не рассматривает этот вариант.
"Мы изучили этот маршрут. Сначала плата за грузовик до Душанбе была в районе 4 000 долларов, потом транспортные компании повысили ставку до 5,5 тысячи. А дальше плати еще тысячу, чтобы перебросить все в Худжанд. Мой товар с такими наценками станет "золотым". Но это не самое страшное. Хуже, что водители не берутся отвечать за сохранность товара, Афганистан же небезопасный. Страховка тоже не дает стопроцентных гарантий. Там как увидят, что это таджикский или даже американский и европейский груз, разорвут на части", - объясняет бизнесмен.
По его словам, была надежда перебросить товар из Ирана в "нейтральную зону", а оттуда довезти на туркменских или азербайджанских фурах. Однако никто не хочет рисковать - люди напуганы коронавирусом и боятся заразиться.
"У нас было много проектов. Я договорился с китайскими предпринимателями об экспорте нефтепродуктов в Китай через Индийский океан, а тут этот вирус. Китайцы уехали, а я остался в Худжанде. Было еще несколько идей, но о них сейчас говорить бесполезно. Если бы правительство в нынешних условиях пошло нам навстречу и снизило таможенные сборы, я бы мог хотя бы попытаться продолжить работу. Как говорится, кто не рискует, тот не пьет шампанское", - улыбается он.
Последствия коронавируса: что будет с экономикой стран ЦА - видео