ДУШАНБЕ, 10 июн — Sputnik. Малый и средний бизнес Таджикистана всеми силами пытается вернуться в состояние "до карантина". Уставшие от режима самоизоляции люди, даже несмотря на финансовые трудности, даже больше, чем раньше, хотят видеться с друзьями, развлекаться и хорошо при этом выглядеть. Так что ресторанный бизнес, сфера услуг и развлечений, салоны красоты, вероятно, встанут на ноги довольно быстро.
Хуже пришлось туристическому бизнесу, на который правительство возлагало огромные надежды. Власти упростили въезд в страну, ввели систему электронных виз, надеясь привлечь этим путешественников, но у COVID-19 были свои планы.
Распространение инфекции привело к полной остановке всего бизнеса. Из-за этого 180 туристических компаний в общей сложности уволили свыше четырех тысяч работников.
Sputnik Таджикистан пообщался с туроператорами и узнал, как их бизнес переживает пандемию и что они готовят для потенциальных клиентов на сезон-2020.
Памир надеется на лучшее
После того как в марте страны начали массово закрывать границы, лучшее, что могли сделать таджикские туроператоры, - это сидеть и ждать перемен к лучшему.
Более всего от закрытия границ пострадали фирмы, ориентированные на условно "люксовый" сегмент активного отдыха - автомобильные туры на внедорожниках по Памирскому тракту, путешествие через афганскую границу и охоту на баранов Марко Поло.
Основные клиенты этих туроператоров европейские, американские, реже - российские путешественники. И похоже, в этом году большинство из них - кто по соображениям эпидемиологической безопасности, кто из-за экономии - предпочтут экстремальным путешествиям спокойный домашний отдых.
Так, в Badakhshan Travel, специализирующейся на групповых автомобильных путешествиях по Памирским горам в Таджикистане и Афганистане, большая часть клиентов отказались от забронированных туров.
"Пандемия отразилась на нас очень скверно. Лишь некоторые из клиентов согласились перенести туры, намеченные к началу весны, остальные их просто отменили. И сейчас мы не ведем никакой деятельности, а если откроемся в ближайшее время, то едва ли обслужим более 20-25 туристов до конца сезона", - отмечает директор компании Манучер Кадамшоев.
Несладко пришлось и владельцам гостевых домов на Памире. Тем, кто ведет свой бизнес давно, еще сравнительно повезло – они просто остались без привычных доходов. Хуже ситуация у владельцев, понадеявшихся на увеличение туристического потока в страну и взявших кредит на открытие бизнеса.
СМИ: туротрасль Таджикистана потеряла миллионы долларов из-за коронавируса
"Мы с братом открыли небольшую гостиницу чуть больше двух лет назад, взяли в долг. 2019-й был хороший год, успешный, мы надеялись, что если в этом гостей будет столько же, то к 2022-му полностью с долгами рассчитаемся. А теперь брат собирается машину продавать, чтобы бизнес не потерять", - сетует один из владельцев гостевого дома близ Хорога, пожелавший остаться неназванным.
Навруз и налоги
По словам Мирзо Мирзоева из Ассоциации экокультурного туризма Памира, в 2020-м повезло только тем фирмам, кто обеспечивал отдых любителям народных традиций и культурной экзотики, специально приехавшим в Таджикистан в канун весеннего праздника Навруз. Понятное дело, что таких охочих до культуры путешественников набралось немного.
"Негативные последствия пандемии очевидны - клиенты начали отказываться от поездок, фирмы лишались ожидаемых доходов. Сейчас в регионе 43 туркомпании, 12 из них охотничьи, к счастью, пока никто из них не закрылся. Мы по-прежнему рассчитываем на внешний туризм, хотя понимаем, если сезон и начнется - то, конечно, получится кратким", - пояснил Мирзоев Sputnik Таджикистан.
Теоретически отрасли должен помочь указ Эмомали Рахмона, подписанный на прошлой неделе. Согласно документу, малый и средний бизнес, в том числе туристические компании, освобождаются от уплаты налогов с 1 мая по 1 сентября. Однако президентский указ поможет снизить издержки, но едва ли повлияет на приток клиентов, раз границы в большинстве стран по-прежнему закрыты для туристов.
Власти Черногории открыли границы для граждан Таджикистана
Но даже ослабление мирового карантина и возможное возобновление авиаперелетов в ближайшие месяц-два - еще не гарантия выхода из кризиса.
По мнению Мирзоева, в этом смысле у карантина было одно преимущество - операторы могли переосмыслить рынок и подготовиться к новому сезону.
Где отдохнуть душанбинцу
Что касается переосмысления рынка, то несколько компаний еще задолго до эпидемии решили не ограничиваться иностранными клиентами, а делать ставку на бюджетный внутренний туризм - пешие походы в горы, рафтинг и просто выезд на природу с палатками.
С этой точки зрения самым привлекательным таджикским регионом является Согд, где есть и прекрасные Фанские горы, и великолепное озеро Искандеркуль, а что еще важнее - в отличие от Памира, сюда можно добраться из Душанбе всего за несколько часов.
Как раз такой путь выбрали в Camping Village, детище столичных компаний Sky Tour и "Рахш Такси". Основатели решили, что карантинные меры не значит отмена летних каникул, а потому стоит предложить таджикистанцам недорогой формат отдыха.
"Мы понимали, что никто не может выехать за границу, и решили сделать что-то внутри страны. Даже привычный отдых в гостинице смогут позволить себе не все, но тем не менее наступает лето, люди хотят отдыхать, куда-то ездить со своими детьми, а значит, надо придумать бюджетную альтернативу. И обязательно недалеко от столицы, чтобы люди могли без проблем добраться за 2-2,5 часа", - рассказывает представительница компании Шоира Пулатова.
Решением стал кемпинг - оборудованный летний лагерь с местами для установки палаток и автостоянкой. Такой формат досуга очень популярен в Европе и Америке, но менее распространен в странах СНГ, где любители отдыха на природе по старинке тащат на себе рюкзаки и палатки и чуть ли не весь дом.
В случае с кемпингом гражданам достаточно просто приехать в лагерь и просто арендовать палатку со всем необходимым. Такой вариант должен составить немалую конкуренцию привычным гостиницам и мини-отелям, где проживание обычно обходится существенно дороже.
"Мы договорились с местными властями об использовании участка в туристических целях, без капитальной застройки, так что проблем не возникло. Места здесь сравнительно неизведанные, люди обычно едут в Искандеркуль, а наш кемпинг немного дальше. Здесь абсолютно дикая природа, красивая речка рядом с палаточным городком. Учитывая, что наши граждане, увы, не так много ездят по собственной стране, такой природный колорит в горах должен им понравится", - считает Шоира.
Вероятно, примеру Camping Village вскоре последуют и другие малые компании Таджикистана. Ведь в отсутствие иностранных туристов выбор у них невелик - либо выйти из бизнеса, либо сделать ставку на внутренний рынок.