ДУШАНБЕ, 23 июн — Sputnik. Пандемия COVID-19 требует немедленных действий и стратегии для подготовки национальных медицинских кадров, укрепления медицинского обслуживания и обеспечения подходящих условий для защиты здоровья граждан, говорится в письме президенту Таджикистана Эмомали Рахмону, переданном Sputnik Таджикистан активистами Худжанда.
"Граждане Таджикистана в стране и за ее пределами" обратились к Эмомали Рахмону с просьбой издать приказ о создании Худжандского государственного медицинского университета в качестве "ценного подарка для народа страны" к 30-летию государственной независимости Таджикистана. Они предлагают присвоить ему имя Абу Бакра Мухаммада ибн Закария ар-Рази, видного после Авиценны персидского ученого и врача.
Зачем нужен еще один медицинский вуз в Худжанде
Общественные активисты приводят семь причин для создания медицинского университета в Худжанде, который может стать третьим медицинским университетом в Таджикистане.
Во-вторых, Худжанд является вторым по величине городом страны со всей необходимой инфраструктурой для университета, который может обеспечить медицину республики в первую очередь научными кадрами.
Рустам Эмомали передал больницам Душанбе новое оборудование
В-третьих, Согдийская область уязвима перед инфекционными заболеваниями, региону нужны профессиональные онкологи. Также есть необходимость в квалифицированных психологах и психотерапевтах, потому что уже который год в области фиксируется самый высокий уровень самоубийств в стране. Авторы обращения добавляют, что COVID-19 еще долго остается в обществе, и не исключена вероятность новых инфекционных заболеваний.
В-пятых, значительное число молодых людей уезжают учиться за границу - в Россию, Украину, Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан - на основе договора, а создание медицинского университета в Худжанде позволит оставить этот большой капитал на балансе национальной экономики.
В-шестых, таджикская медицина имеет особую репутацию в регионе, а также в Индии и Пакистане, и определенное количество студентов из этих стран ежегодно приезжают в Таджикистан для обучения.
"Их привлечение в образовательные учреждения в области медицины может стать источником дохода для бюджета страны", - говорится в письме.
В-седьмых, таджикские врачи в России, Иране, ОАЭ, Индии, Бангладеше, Вьетнаме и даже Германии имеют особое место, работу и статус.
"Прогнозируется, что в мире после пандемии COVID-19 спрос на медицинских специалистов увеличится, и эту возможность нельзя игнорировать", - пишут авторы.
Замминистра здравоохранения: все упирается в кадры
"Но чтобы построить университет, нужна сильная база, потому что уровень будущего доктора определяется знаниями. По крайней мере, нужно сформировать 60 кафедр, которые должны возглавляться, по крайней мере, доцентами и докторами наук, к тому же каждая кафедра должна иметь несколько сильных преподавателей. На подготовку одного доктора или кандидата наук уходит много лет: только защита докторской диссертации занимает от 3 до 15 лет. В университете должны быть оборудованы кабинеты, например, для обучения хирургии. Просто чтение книг и изучение теории не может создать специалиста. Если в Согдийской области есть такой кадровый потенциал, то нет никаких проблем в создании университета", - сказал Шодихон Джамшед.
Как в лабораториях Таджикистана делают тесты на COVID-19: видео
Третье мнение: качество важнее количества
"С другой стороны, нам нужно усилить существующие кадры и сохранить их в стране. Количество выпускников медицинских вузов велико, но лучшие из них уходят. Острая проблема - удержать их в стране. Борьба с COVID-19 показала, что область здравоохранения должна получить поддержку, и мы не должны терять свои лучшие кадры. Правительство тратит большие деньги на подготовку врачей, но они уезжают за границу. Мы не готовим кадры для зарубежных стран. Они берут наши готовые кадры", - сказал собеседник.
Бессимптомники, тесты и антитела: интервью с завлабораторией в Душанбе
По данным Министерства здравоохранения и социальной защиты Таджикистана, в настоящее время в стране существует два медицинских университета в Душанбе и Дангаре, 25 колледжей, один институт с филиалами в Согдийской и Хатлонской областях и три республиканских образовательных центра с филиалами по всей республике.