ДУШАНБЕ, 13 июл — Sputnik, Данара Курманова. После снятия властями РФ ряда ограничений из-за пандемии коронавируса экономическая активность стала восстанавливаться.
Это положительно отразилось и на трудовых мигрантах. Начался рост денежных переводов в Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан. Об этом Sputnik сообщили в ряде платежных операторов.
По данным компании "Юнистрим", рынок денежных переводов с мая показывает ощутимый рост в странах СНГ.
В частности, объем перечислений из России в Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан в мае-июне 2020 года вырос примерно на 25% по каждой стране по сравнению с периодом за март-апрель, следует из комментария пресс-службы.
В сервисе "Золотая Корона" также отметили, что в конце мая рынок денежных переводов практически полностью отыграл падение начала весны.
"По итогам марта объем переводов снизился на 10% по отношению к показателям марта 2019-го, в апреле падение достигло 50%. Но сейчас основные показатели мая-июня сопоставимы с данными того же периода 2019-го", - рассказали в пресс-службе.
При этом в "Золотой Короне" и "Юнистрим" отказались предоставить данные по абсолютным числам объемов переводов. Другие участники рынка не ответили на запросы Sputnik.
Цифры не лгут
Рост поступлений фиксируют национальные банки стран СНГ.
По данным Нацбанка Кыргызстана, в апреле в республику поступило всего 76,3 миллиона долларов (что в три раза меньше аналогичного показателя за 2019-й), но уже в мае перечисления составили 165,3 миллиона долларов.
Рост денежных переводов ощутил и Центральный банк Узбекистана, в мае зафиксировавший приток международных денежных переводов объемом 485 миллионов долларов. В апреле эта сумма составляла 235 миллионов долларов.
Центральный банк России пока не подготовил статистику по переводам за май и июнь. При этом в отчетах регулятора поначалу также зафиксирован спад в марте и апреле.
Как рассказали в пресс-службе Центробанка, за первый квартал текущего года перечисления в Кыргызстан составили 358,5 миллиона долларов, в то время как в 2019-м за тот же период в республику поступило 453,3 миллиона долларов.
Отрицательную статистику демонстрировал и Таджикистан: 359 миллионов долларов за первый квартал 2020-го на фоне 462,4 миллиона долларов в начале прошлого года.
Рязанцев: объем переводов из РФ в Таджикистан восстановится лишь к концу года
Самое значительное снижение наблюдалось в Узбекистане - вместо 1,2 миллиарда долларов, поступивших в страну за первый квартал прошлого года, в 2020-м за тот же период перечислили 759,2 миллиона долларов.
Все равно продолжали работать
Причин, повлиявших на быстрое восстановление финансовых потоков, может быть несколько.
Во-первых, не все трудовые мигранты отправились домой в связи с пандемией. Некоторые остались в России, согласившись работать даже на условиях неполной занятости или сокращения зарплат, чтобы продолжать отправлять деньги семьям.
Так, горничная московской гостиницы Park Inn Izmailovo Жумагуль Ташполатова во время режима самоизоляции не вернулась в Кыргызстан. По ее словам, отель предоставил свои номера врачам, борющимся с коронавирусом.
"Я не видела смысла увольняться и уезжать, хотя мы по 5 часов работали с хлором. Когда откроются границы, чтобы сразу вернуться в Москву, неизвестно, а мне нужно помогать близким. К тому же главное - это условия. Гостиница позаботилась о нашей безопасности. У нас была специальная одежда, маску и перчатки меняли каждые три часа, всегда под рукой антисептик", - рассказала женщина.
Некоторые мигранты и вовсе не заметили режима самоизоляции в связи с объемом работы, утверждает менеджер отеля Манзура Мухиддинова, приехавшая из Ташкента. Все эти месяцы девушка продолжала переводить деньги на родину.
Пора затянуть пояса: что будет с экономикой Таджикистана без денег мигрантов
"Многое зависит и от руководства. Если мигрант чувствует, что к нему хорошо относятся, не выделяют по национальности, он будет держаться за свою работу, не уедет. Например, я начинала горничной, доросла до руководителя. Разумеется, я была готова к тому, что из-за остановки авиаперелетов отели пострадают в первую очередь и нам могут сократить зарплату, но все равно хотела остаться", - пояснила она.
Строители ушли в Zoom
Другая причина заключается в том, что выходцы из Центральной Азии изменились за последние 20 лет. Они привыкли к жизни в России и стали искать новые возможности заработка вместо отъезда на родину, считает эксперт по работе с мигрантами Парагат Джураева.
"Я сама мигрант. Жила в Таджикистане, затем в Кыргызстане, а в 2003 году переехала в Москву. На родине я работала по специальности, преподавала немецкий, а здесь первые годы пришлось быть продавцом. Понадобилось время, чтобы устроиться переводчиком в арбитражные суды и микрокредитные организации" - поделилась Джураева.
Два года назад Парагат открыла собственный бизнес.
"Мой муж - строитель, и несколько раз его обманывали. Не подписывали договоров, не давали денег, а мы ничего не могли доказать, и мне было так обидно! Но мигранты учатся на своих ошибках. В результате я основала свою строительную компанию, и у нас много хороших отзывов", - сказала она.
За годы работы в России качество жизни Парагат и всей ее семьи повысилось. Сын выучился на экономиста и сейчас мечтает открыть кофейню.
Дети мигрантов - это совершенно другое поколение, уверена Парагат, с другими запросами и амбициями. Они не пойдут криминальным путем даже в кризис, потому что знают, как заработать по специальности.
"К примеру, наша строительная бригада на время ограничений ушла в Zoom. Мы проводили онлайн-консультации. Кто-то из клиентов хотел ремонт сам сделать, у кого-то проблемы с сантехникой, а специалистов вызывать нельзя - самоизоляция. Одна женщина вообще под нашим руководством обои поклеила - еще и сложные, с подгоном, не всякий мастер сможет", - уточнила Джураева.
Мигранты с высшим образованием
Говоря о мигрантах, нельзя забывать и о квалифицированных специалистах, говорит разработчик мобильных приложений Фархад Шагидов из Кыргызстана.
"Я живу в Санкт-Петербурге, и, если честно, иногда обидно, что люди в основной массе воспринимают мигрантов из Центральной Азии лишь как уборщиков, таксистов и подсобных рабочих. Когда я говорю, что я мигрант и создал приложение, популярное в России, Украине, Казахстане, Беларуси и Армении, некоторые впадают в ступор", - сказал он.
Такие мигранты, как Шагидов, тоже вносят свой вклад в экономику, хотя в разгар пандемии им пришлось нелегко.
"Стало меньше рекламодателей, от которых зависит доход любого приложения. Однако ситуация налаживается, с мая месяца я наблюдаю динамику улучшения на 20%", - уточнил кыргызстанец.
По мнению Шагидова, в сложившейся ситуации помогли мигрантам и меры, принятые государством.
"Например, мне автоматически продлили регистрацию, и это облегчило жизнь, несомненно", - отметил он.
Также Фархад назвал поддержку соотечественников важным аспектом в период пандемии.
"Мы старались поддерживать соотечественников и финансово, и подарками. А еще во время карантина я стал разрабатывать автомобильный сайт, для которого в будущем тоже потребуются работники", - поделился мужчина.
К слову, иностранцы с высшим образованием, из-за закрытия границ оставшиеся в России, стали мигрантами поневоле. Инженер-программист Музаффар Расулов прилетел из Таджикистана в Москву на конференцию.
Всемирный банк спрогнозировал резкое сокращение переводов мигрантов на 20%
"Я преподавал в техническом колледже и не собирался искать здесь работу. Но не смог улететь, а финансовая подушка у меня была только на месяц. Пришлось рассылать резюме в крупные компании. В результате сейчас работаю удаленно и в дальнейшем хочу остаться в России", - рассказал он.