Ловушка для абитуриента: почему не стоит идти на юрфак в Таджикистане

Востребованность экономических и юридических профессий - это заблуждение, расплачиваться за которое молодежи приходится безработицей. Однако об альтернативных вариантах абитуриенты зачастую просто не задумываются
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

ДУШАНБЕ, 7 авг — Sputnik. На недавней отчетной пресс-конференции директор Национального центра тестирования Хуршед Икроми посетовал на то, что огромное число абитуриентов Таджикистана при поступлении в вуз ограничивают свой выбор всего тремя профессиями - юрист, экономист и врач.

При этом техническими и естественно-научными специальностями молодежь пренебрегает. Так, в 2020-м в вузы и колледжи зарегистрировались более 110 тысяч человек. Людей, пожелавших обучаться на юристов и медиков, оказалось существенно выше плана - 168% и 167% соответственно. А вот для технических специальностей эта цифра составила всего 80,5%.

Sputnik Таджикистан спросил у специалистов в сфере профориентации, почему выпускники школ стремятся на эконом- и юрфаки и уникальна ли такая ситуация для СНГ.

Откуда берется искусственный спрос 

Директор НЦТ далеко не первый, кто обращает внимание на образовательный дисбаланс в Таджикистане. В феврале Эмомали Рахмон призвал школы, колледжи и вузы вернуть престиж техническим специальностям и сделать их более привлекательными для молодежи.

Ура инженерам, долой плагиат: что будет менять Рахмон в таджикской науке

Объяснил президент просто - стране до зарезу нужны толковые инженеры, зоотехники, агрономы. А вот избыток выпускников-гуманитариев хоть и украшает культуру Таджикистана, росту экономики как-то не способствует. Да и рабочих мест по специальности для них обычно не находится.

И если с медиками все более-менее ясно - престиж и востребованность профессии врача лишь выросли во время пандемии, - то с будущими юристами и экономистами ситуация странная. Абитуриенты и родители прекрасно понимают, что рынок перегрет, конкуренция высокая, получить пристойную должность выпускнику без опыта работы можно только благодаря блату и связям - и то не всегда.

По словам вице-президента Академии образования Таджикистана Ирины Каримовой, перекос в сторону юридических дисциплин сложился еще 20 лет назад, однако молодые люди, поступая в вуз, больше задумываются не о своих будущих карьерных планах, а о том, чтобы поступить хоть куда-нибудь и получить заветный диплом о высшем образовании.

"Я думаю, они смутно представляют, кем же они будут и куда пойдут работать. Возможно, молодых ребят привлекает возможное разнообразие будущей карьеры. Ведь считается, что экономист везде нужен - он может переквалифицироваться в бухгалтера, менеджера, банковского работника. А юрист нужен практически в любой коммерческой организации", - отмечает педагог.

В Минобразования рассказали, сколько таджикских студентов учится за рубежом

По словам Каримовой, у людей старшего поколения, родившихся в 1960-80-х годах, тоже была своя образовательная мода на гуманитарные, литературоведческие и языковые специальности. Но с момента распада СССР нишу филологов прочно заняли будущие счетоводы и служители Фемиды.

Врач без работы не останется

Проблема в том, что абитуриенты не принимают в расчет, что квалифицированных специалистов на рынке куда больше, чем банковских отделений и коммерческих организаций.

Найти работу по специальности за рубежом не выйдет - если даже студент пять долгих лет тщательно учил российское право, в РФ он встретится с жесточайшей конкуренцией со стороны выпускников российских же вузов - Минтруд РФ напрямую говорит, что 70-80% выпускников юрфаков не трудоустроятся по профессии.

Таджикским студентам в России разрешили трудоустройство по одной справке

Вот и приходится дипломированным правоведам и экономистам оставаться в России, но уже простым разнорабочим, курьером или водителем такси. Не совсем та карьера, о которой мечтают трудолюбивые студенты по окончании вуза.

Другой фактор, касающийся исключительно парней, - это военная кафедра. Нежелание юношей идти в армию столь велико (причин действительно хватает), что молодые люди предпочитают потратить пять лет в университете, чем два года на плацу. Качество образования и будущая профессия играют второстепенную роль - бесполезные, по сути, погоны недоофицера куда важнее.

Но даже с востребованной и нужной профессией врача все не так просто. Абитуриенты чаще думают о ее престиже, а не о тысяче лекций и бессонных ночей над учебниками.

"Как показывает опыт, многие не понимают, насколько это тяжелый труд, насколько сложно будет им учиться в меде. Разумеется, шесть лет в таком жестком режиме выдерживают не все", - пояснила Каримова Sputnik Таджикистан.

Правда, в карьерном плане у будущих медиков есть несомненное преимущество перед экономистами и юристами - трудоустройство за рубежом. Так, в крупных городах во многих российских больницах работают таджикские медики, преимущественно хирурги из числа выпускников ТГМУ им. Сино.

Технари для Таджикистана

Несоответствие полученного образования и реальных запросов рынка труда - проблема, характерная не только для Таджикистана, но и для всего СНГ.  

По мнению директора Института профессионального кадровика Валентины Митрофановой, виной тому - молниеносная и болезненная трансформация экономики после распада СССР.

"Видимо, и у нас, и в Таджикистане не прошел даром опыт тридцатилетней давности, когда рухнуло все производство и тысячи технических специалистов остались не у дел. И хотя сейчас детей у нас всеми способами поощряют поступать в технические вузы, стремительного роста популярности этих профессий не наблюдается", - отмечает Митрофанова.

Мама запрещала выходить замуж и учиться на программиста - история из жизни

В России и Казахстане ситуацию отчасти компенсировал рост цен на нефть и газ в 2000-х. Рост доходов от добычи сырья и развитие нефтегазовой отрасли инфраструктуры позволили реализовать множество строительных и инфраструктурных проектов, требовавших множества квалифицированных специалистов - инженеров, проектировщиков, архитекторов, геологов, химиков. Стремительный рост IT-сектора также способствовал популярности физико-математического образования.

Будущие изобретатели: таджикские студенты рассказали про учебу в Москве

Таджикистану такой путь повторить, увы, не удалось. На территории республики нет больших запасов ценного сырья и металлов (не считая золота и бокситовых руд - источника алюминия), а развитие IT-сферы, до середины 2010-х едва ли не самой продвинутой в Центральной Азии с ужесточением правительственного контроля над связью и интернетом, сейчас сошло на нет.

"Таджикистан занимает лидирующее место в регионе по развитию гидроэнергетики, но, видимо, не хватает пиара, образовательной рекламы, что это такие большие перспективы внутри страны", - подчеркнула Митрофанова.

И российские, и таджикские эксперты хором признают, что техническим и естественно-научным специальностям остро не хватает пиара. Со школьной скамьи дети представляют себе образ врача в белоснежном халате или адвоката в дорогом костюме, не задумываясь, что костюм достанется единицам из тысячи, да и врачебный халат - это не только престиж, но и ответственность.

О выборе третьего пути - инженера, биолога, программиста - они просто не задумываются. Равно и о том, что технари зачастую и зарабатывают больше.