ДУШАНБЕ, 2 окт — Sputnik. За годы независимости Таджикистан успел дважды перейти от парламентской республики к президентской. В весьма короткие периоды страну возглавляли исполняющие обязанности главы государства (тоже дважды). Были и другие особенности, выделяющие страну из числа стандартных в плане политического устройства.
В преддверии очередных, шестых по счету президентских выборов Sputnik Таджикистан решил вспомнить некоторые нюансы из недавней истории республики.
Президент? Дайте два!
Так получилось, что сразу двух государственных деятелей Таджикистана называют первыми президентами страны. Причем вполне оправданно. Хронологически самым первым политиком, занявшим этот пост, стал бывший первый секретарь ЦК Компартии Таджикской ССР Каххор Махкамов (1932 - 2016 гг.).
30 ноября 1991 года в республике состоялись выборы главы государства, хотя де-юре Таджикистан тогда еще входил в состав СССР. Голосовали только члены парламента Таджикистана. Президентом был избран Махкамов, занимавший тогда кресло спикера. Кстати, победил он в конкурентной борьбе с Гоибназаром Паллаевым. Идею альтернативной формы выборов спикера парламента предложил сам Махкамов.
Новоиспеченный президент снискал любовь и доверие народа не на пустом месте. Именно он стоял у истоков проекта строительства Рогунской ГЭС, авиазавода легких спортивных самолетов в Душанбе и транспортного тоннеля на Анзобском перевале.
Скромный в поведении, он был весьма щепетилен в вопросах соблюдения закона и социальной справедливости, не терпел местничества и кумовства. Презирал накопительство и стяжательство, единственным его автомобилем была "Волга" ГАЗ 24-10, на которой проездил 21 год.
"Я проработал бок о бок с Каххором Махкамовым много лет и могу сказать одно - более порядочного человека у власти в своей жизни не встречал. Он мог на равных общаться с любым, невзирая на чины и заслуги. Был строг и требователен в первую очередь к себе, что давало ему моральное право требовать того же и от окружающих. Многие достижения Таджикистана стали возможными именно благодаря Махкамову", - вспоминал позже экс-председатель Совета министров Таджикской ССР Георгий Кошлаков.
Возможно, его неготовность быть удобным для всех стала одной из причин столь недолгого пребывания у руля страны в качестве президента. В феврале 1991-го в Душанбе были спровоцированы народные волнения, которые закончились применением оружия и человеческими жертвами. Махкамова в августе того же года вынудили уйти в отставку соратники-депутаты, обвинив его в случившемся.
Он не стал спорить с большинством, чтя принципы демократического централизма, и написал заявление об отставке. Свои горечь и обиду на коллег облек лишь в одну пророческую фразу: "Я уйду, но вы об этом пожалеете".
До 24 ноября обязанности главы государства исполнял председатель Верховного совета Таджикской ССР Кадриддин Аслонов. Свои полномочия он передал Рахмону Набиеву, избранному уже всенародным голосованием.
Всенародный и почти всеобщий
Первый "всенародно избранный", как его называют местные СМИ, президент Таджикистана Рахмон Набиев (1930 - 1993 гг.) так же, как и его предшественник, возглавлял республику еще в ранге лидера компартии. Но в 1985-м Москва сместила его с должности за пристрастие к спиртному, хотя эта формулировка нигде не фигурировала.
Вернулся во власть Набиев также через кресло в парламенте, где царили по старой памяти коммунисты. Став председателем, он баллотировался на пост президента с подачи однопартийцев.
Его основным соперником на выборах был известный в республике кинорежиссер, председатель Союза кинематографистов СССР Давлат Худоназаров, которого поддержали сразу несколько оппозиционных течений - Демократическая партия Таджикистана, Народное движение "Растохез", а также Партия исламского возрождения (ПИВТ) вкупе с мусульманским духовенством.
По мнению ряда политологов, идея "впрячь в одну телегу коня и трепетную лань" исходила от директора Центральной службы разведки (ЦСР) СССР Евгения Примакова, хотя подтверждения нет. В итоге ничего не вышло: оппозиционеры не смогли преодолеть внутренние противоречия и выступить единым фронтом.
По данным ЦИК, в первых общенародных выборах президента Таджикистана участвовало более 2,2 миллиона избирателей (86,5% от общего числа). За Набиева проголосовали 57%, за Худоназарова - 30%. Остальные голоса распределились между еще шестью претендентами. Это Сайфиддин Тураев, Хикматулло Насриддинов, Кадриддин Аслонов, Бурихон Салимов, Бобишо Шоев и Акбар Махсумов.
Позже, как водится, стали звучать обвинения от проигравшей стороны в фальсификации итогов, подтасовке и использовании административного ресурса.
"По крайней мере 15% голосов Набиев получил незаконно, а бюллетеней было отпечатано так много, что сейчас в них завертывают пирожки на базарах Душанбе", - заявил тогдашний лидер таджикских демократов Шодмон Юсуф.
Жители Душанбе выбирают Президента Таджикистана на одном из избирательных участков
© Sputnik / Ратушенко
/ Тем не менее по прошествии времени те выборы признают поистине демократичными как сторонники, так и противники нынешних властей.
"Я был тогда в составе предвыборного штаба Давлата и хорошо помню, как мы ездили с ним по стране, встречаясь с избирателями. Никто нам в этом препятствий не чинил. Свободно заказывали предвыборные плакаты и другую наглядную агитацию в типографиях, СМИ размещали статьи с программой Худоназарова, по ТВ показывали ролики. Это было ново и непривычно, такая таджикская демократия наяву", - вспоминает Зоир Махмадшоев.
Хождение во власть и обратно
Однако у штурвала республики Набиев продержался недолго. В стране начались многолюдные митинги оппозиции с требованием отставки властей. Самый популярный политический лозунг Таджикистана тех лет: "Истеъфо!" (отставка - ред.). Его скандировали повсюду и по любому поводу в отношении любого представителя государственных структур.
В пику оппозиционерам активизировались и сторонники правительства. Политическое противостояние одной части населения против другой вылилось в вооруженное. Прозвучали выстрелы, появились первые жертвы. Обстановка в Душанбе и регионах резко накалилась, 7 сентября 1992-го Набиев решил тайно выехать на свою малую родину - в Ленинабад (Худжанд).
"Набиеву стали угрожать расстрелом, если тот не подпишет заявление об отставке. Президент сначала храбрился (был изрядно пьян), не верил в действенность угроз, но ПМ (пистолет Макарова) у виска быстро привел его в чувство. Получив гарантии неприкосновенности его лично и семьи, он подписал заранее подготовленную бумагу и был отпущен домой в Ленинабад", - рассказывал ветеран столичного аэропорта Константин Сергеев.
Страна лишилась основных ветвей власти. До Набиева в отставку ушел глава Кабмина, генеральный прокурор был застрелен недалеко от дома, балом правили люди с АК-47.
Бразды правления перешли к другому коммунисту Акбаршо Искандарову, он стал очередным президентом, но с приставкой "и.о.". Смена произошла по Конституции, так как Искандаров на тот момент являлся председателем Верховного совета страны. Впервые главой государства стал уроженец юга, до этого Таджикистаном "рулили" только северяне.
Но занимал президентское кресло Искандаров традиционно весьма непродолжительное время. Уже в ноябре 1992-го на исторической XVI сессии парламента, прошедшей в Худжанде, первым лицом в государстве был избран Эмомали Рахмонов (ныне Рахмон). Кстати, на той же сессии группа депутатов вынудила Набиева повторно подписать отставку. Первое заявление он объявил нелегитимным, поскольку оно было сделано под угрозой жизни.
Кандидат на пост президента Эмомали Рахмонов (в центре) на одном из избирательных участков в Душанбе, 6 ноября 1994 года.
© Sputnik / Ратушенко
/ Подразделения Народного Фронта, вошедшие в Душанбе в начале декабря того же года, вытеснили боевиков оппозиции из столицы, а Рахмонов, сопровождаемый спецназом КГБ Узбекистана "Альфа", занял Президентский дворец. Примечательно, что совсем недавно те события упоминал Александр Лукашенко, вспомнивший, как нынешним первым лицам государства приходилось лично браться за оружие.
"Наконец, никто не знает, как мой друг Рахмон с пулеметом наперевес входил в столицу Таджикистана для того, чтобы навести порядок", - рассказывал в июне Лукашенко одному из белорусских СМИ.
Период "карусели" в высшей структуре власти закончился.
Немного альтернативной истории Таджикистана
Перед первыми общенародными выборами президента Таджикистана была возможность воплотить в жизнь очень здравую мысль тогдашнего главы таджикских мусульман Акбара Тураджонзоды. Священнослужитель предложил сформировать тандем, в котором Набиев баллотировался бы на пост президента, а Худоназаров - его заместителя.
По Конституции это было бы допустимо, так как в основном законе страны пост вице-президента был предусмотрен. По словам Тураджонзоды, эти политики гармонично дополняли бы друг друга: первый опирался бы на опыт долгого нахождения во власти, второй - способствовал внедрению новых идей и веяний. Тем самым сохранялась бы преемственность, но не отвергалось реформирование государственного устройства.
К сожалению, амбиции перевесили: оба политика были безоговорочно уверены в победе, поэтому пошли на выборы самостоятельно. А сложись все иначе, возможно, последующих кровавых событий удалось бы избежать. Но история, как известно, не признает сослагательного наклонения.