ДУШАНБЕ, 7 ноя — Sputnik, Дмитрий Матвеев. Пандемия серьезно повлияла на рынок труда в Санкт-Петербурге. Существенную часть работников сфер ЖКХ, доставки, общепита и благоустройства в городе составляли мигранты из Узбекистана и других стран ближнего зарубежья. Однако после введения запретов и ограничений многие из них поспешили вернуться на родину, а обратно приехать не могут из-за закрытых границ.
Общепит и кадровый голод
Тремя самыми пострадавшими от запретов и ограничений сферами оказались общепит, гостиничный бизнес и сфера туризма. В двух последних все совсем плачевно, поскольку туристы сейчас передвигаются только внутри России, а вот общепит пытается выжить, поскольку работать ему с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований все же разрешили.
По словам петербургского ресторатора Михаила Фейгельмана, до пандемии около 20% всех его сотрудников составляли мигранты из Узбекистана, Таджикистана, Беларуси и Украины.
Собянин рассказал, какие трудности испытывает Москва из-за нехватки мигрантов
"У нас ребята из этих стран работали не только в сфере клининга, среди них были и официанты, и администраторы, и хостес, и повара. Сейчас очень большой недостаток персонала, поскольку в нашу сферу вообще не идут работать, опасаясь, что в любой момент власти могут закрыть кафе и рестораны”, — пояснил Фейгельман.
Он добавил, что после начала пандемии многие из его сотрудников уехали на родину в Узбекистан и теперь они не могут вернуться.
Пандемия показала: мигранты не занимают рабочие места россиян
Его коллега по цеху, совладелец одной из сети ресторанов и фитнцес-центров в Петербурге Алексей Фурсов отмечает, что узбекистанцы трудились у него в основном поварами и уборщиками.
"Дефицит присутствует. Недобор происходит практически во всех сферах от ресторанов до стройки. К сожалению, восполнить россиянами не получается — местных кадров также не хватает", — пояснил бизнесмен.
С кем нам стоит дом построить?
Компании, работающие в сфере ЖКХ, благоустройства и строительства, чувствуют себя увереннее, но и там не обходится без проблем.
"В разгар пандемии, как и по большинству других позиций на рынке, было снижение спроса на персонал в этой сфере. На одну вакансию сегодня приходится 4,3 резюме, что чуть ниже нормы и говорит в целом о нехватке кадров. Ожидаемая заработная плата в резюме соискателей 55 тысяч рублей, работодатели в отрасли предлагают 50 тысяч рублей", — отметили эксперты компании.
Спрос на разнорабочих в Санкт-Петербурге начал расти в летние месяцы, после сильного падения в разгар пандемии. В апреле 2020 года по отношению к февралю снижение составило 46%, однако с июня намечается положительный тренд, который продолжается до сих пор. В сентябре по сравнению с февралем спрос вырос вдвое.
Здоровая конкуренция: россияне в пандемию вытеснили мигрантов со строек?
Все больше требуется грузчиков, разнорабочих и мойщиков. Средняя предлагаемая заработная плата на эти позиции в сентябре была равна 39 тысячам рублей, год назад — 36 тысяч рублей. Ожидания соискателей в резюме находятся на уровне 40 тысяч рублей.
Спрос на рабочий персонал после весеннего падения к лету восстановился и продолжает расти. В октябре прирост вакансий к февралю составил 84%, а за год подрос на треть.
По его словам, после массового оттока иностранцев он столкнулся с дефицитом кадров, который долго восполнял. Бизнесмен отметил, что к нему на работу устраивались как местные жители, так и приезжие из Узбекистана, ранее трудившиеся в других сферах. Однако после отъезда многих сотрудников, с кем он успел сработаться, пришлось обучать новичков, часть из которых плохо себя зарекомендовала.
Не приехали: на Сахалине стройки простаивают из-за отсутствия трудовых мигрантов
"Если приходят мигранты, то, как правило, это люди, которые раньше работали в тепле. А у нас работа на улице, поэтому им тяжело освоиться. У нас в благоустройстве платят больше, чем, допустим, в строительстве, но привыкшие к более комфортным условиям некоторые рабочие просто ленятся и не выполняют нужный объем. Из-за этого половина мигрантов у меня не приживается. Бывает такое, что они просто не выходят на смену через несколько дней", — пояснил Александр.
Местные рабочие также не отличаются дисциплиной, поэтому полноценной заменой уехавшим быть не могут.
Из-за этих проблем предприниматель перешел к поденной оплате в конце каждой смены. Это дает работодателю больше маневра при наборе людей, позволяя без проблем распрощаться с ненадежным сотрудником.
"Бессмертные" курьеры
Пожалуй, единственная сфера, которая "выиграла" от пандемии, — это доставка продуктов и других товаров. Из-за эпидемии многие люди ушли на самоизоляцию, поэтому количество онлайн-заказов продуктов на дом выросло в несколько раз.
"Курьеры у нас не работают, мы сотрудничаем с самозанятыми доставщиками и профессиональными службами, которые сами нанимают персонал и ведут с ними все расчеты. Мы удерживаем баланс спроса и предложения и пока не испытываем нехватки кадров, но давление пандемии на рынок труда ощущаем", — пояснили в компании.
В свою очередь рекрутеры сообщают, что в Северной столице России в октябре количество курьерских вакансий выросло на 18% по сравнению с осенью прошлого года. Наибольшее оживление в сферах ритейла и гостинично-ресторанного бизнеса. Курьеры востребованы сейчас даже больше, чем в самом начале пандемии. С динамикой зарплат в этом секторе также все более благополучно: прирост за год почти в 10 тысяч, а финансовые предложения существенно превосходят ожидания претендентов.
В Москве из-за пандемии без работы остались 75% мигрантов
В этих условиях, пожалуй, курьерская работа выглядит наиболее стабильной и прибыльной, по крайней мере, до завершения пандемии и сопутствующего кризиса на рынке труда.