"Корона" для Гамлета: как душанбинский театр Маяковского собрал зал в Москве

Главный русскоязычный театр сумел пробиться сквозь карантин и порадовать искушенных российских зрителей новым прочтением классических пьес
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

ДУШАНБЕ, 20 ноя — Sputnik. Сама по себе задача гастролей в нынешних условиях пандемии кажется трудновыполнимой - границы многих стран закрыты либо при пересечении необходим карантин.

В отсутствие регулярного авиасообщения между Таджикистаном и Россией зарубежное турне несколько раз могло отмениться, но все-таки звезды сошлись удачно и на радость любителям искусства Государственный русский драматический театра имени В. Маяковского прибыл в Россию.

"Мы до конца очень надеялись, что сможем приехать. Но вот в последние дни действительно волновались, когда услышали, что в России стали закрывать все мероприятия в некоторых городах. Но мы не отчаивались, продолжали готовиться, репетировать и благодаря усилиям российского МИДа и посольства Таджикистана в Москве, слава богу, смогли въехать", - рассказывает заслуженная артистка Таджикистана директор театра Мунира Дадаева.

Спектакли душанбинских актеров собрали аншлаги в российском городе

И все-таки коронавирус внес свои изменения. Артисты прибыли в Россию в рамках фестиваля "Большие гастроли" и должны были дать по два спектакля в Ярославле, Кирове и Йошкар-Оле. Однако на родине русского театра, в Ярославле, из-за карантинных ограничений все спектакли отменили, а фестиваль перенесли аж сразу в Москву, на сцену Еt Cetera и "Современника", одного из самых известных столичных театров.

Любопытно, что играть труппе пришлось в условиях новых правил для спектаклей и киносеансов, согласно которым заполняемость зала в Москве должна быть не более 25% мест. И непривычная обстановка, конечно же, добавляла волнения труппе.

"Конечно, любому артисту хочется выступать при полном зале. Но в любом случае при выходе на сцену всегда понятно, как тебя зритель принимает. И нас зал встретил очень тепло и душевно, - делится впечатлениями Дадаева. - Честно скажу - неожиданности были. На сцене, где мы сейчас базируемся - в театре Лахути, - станки расставлены немного иначе, и нам пришлось по ходу менять некоторые мизансцены, что тоже добавляет мандраж. Конечно, мы волновались, ведь это "Современник". К счастью, все прошло хорошо, надеюсь, и москвичам понравилось".

Понравилось не только москвичам, но и всем зрителям в других городах, куда приезжал душанбинский театр.  Постарались и артисты, и костюмеры - специально для этого спектакля были сшиты средневековые костюмы, которые расцветкой и покроем передают в полной мере дух того времени. А главные роли в спектаклях исполнили известные актеры Таджикистана - Мустафаев, Ярмолик, Шукурова, Мурзинов, Андамбеков, Дадаева, Бобоев.

Концерт в фонтане: как американский рок разносился над таджикскими горами

"Киров принял нас очень тепло и радушно. Полные залы нас вдохновляли, чтобы мы с гордостью представляли Таджикистан", - подчеркнул артист Хуршед Мустафаев, посетовав, что постановки покажут всего по два раза.

Для нескольких молодых артистов поездка в Россию стала первыми гастролями в жизни, и опыт они получили незабываемый. Тем более постановка театра им. Маяковского чуть отличалась от привычной классики.

"У нас было чуть более современное прочтение "Гамлета" и "Тартюфа", особенно что касается костюмов и декораций. Или вот взять пьесу Мольера - все привыкли видеть одного персонажа Тартюфа, а у нас их два. В целом когда играешь в Москве, то чувствуешь в два раза больше волнения, ведь здесь очень избирательный, требовательный, я бы даже сказала избалованный зритель, видевший очень много разных спектаклей. Мы всегда тщательно готовимся к любому выступлению, но здесь напряжение намного сильнее", - пояснила директор театра Sputnik Таджикистан.

Дадаева рассказала, как театр Маяковского справился с тяжелыми временами

По ее словам, участие в "Больших гастролях" - настоящий глоток свежего воздуха после долгих месяцев карантина и пандемии. Опасность коронавируса не только сказалась на посещаемости театра, но и на его репертуаре. Так, в театре сейчас почти не ставят детские спектакли и сказки - родители просто боятся приводить детей из-за риска подхватить "корону".

Хотя сейчас ситуация чуть лучше - зритель "изголодался" по спектаклям и внимательнее следит за афишей, невзирая на угрозу второй волны.