Душанбе и Ташкент намерены проработать механизмы поставок воды из Таджикистана в Узбекистан. Стороны сделали особый акцент на развитии кооперационных связей и совместной реализации проектов по внедрению автоматизированных систем контроля и учета электроэнергии.
"Это хорошая новость, и она подтверждает, что политическая составляющая водной проблемы и "водная" - нетождественны. Сегодня Душанбе и Ташкент могут обсуждать эту проблему, тем более что прецедент такого длительного сотрудничества уже был в советское время", - сказала эксперт в интервью Sputnik Таджикистан.
В то время благодаря переброске энергии по единому энергетическому кольцу эти вопросы решались достаточно спокойно, пояснила она.
Сегодня страны предпринимают попытки восстановления отдельных элементов такого комплексного управления водными ресурсами в регионе.
"Обсуждаются проекты по модернизации водно-хозяйственных систем, разработке водно-энергетических проектов, где речь идет о системе ГЭС и переброске энергии и регулировании сброса воды с учетом потребности в электроэнергии", - считает она.
Эта позволит привлечь для решения проблемы такие институты развития, как Всемирный банк, ЕБРР, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, Фонд шелкового пути, АБР.
Потенциальные проблемы связаны с климатическими изменениями, такими, как таяние Памира, и это меняет предсказуемость водостока в Таджикистане.
"Климатические изменения будут продолжать оказывать влияние на водный режим в Центрально-Азиатском регионе. Изменение климата больно бьет по всем, в том числе и по Таджикистану, с точки зрения осадков, паводков и возможности генерации энергии", - пояснила Лихачева.
Чем больше страны будут объединять усилия, тем легче их будет сглаживать.
"Вызовов будет только больше, прогнозирование ситуации будет ухудшаться, чем больше будет взаимодействие стран в этом вопросе, тем больше шансов привлечь иностранное финансирование для подобных проектов", - подытожила эксперт.