Последнее время на автозаправочных станциях Душанбе и пригорода наблюдается дефицит бензина АИ-92. Эксперты связывают ситуацию с международными проблемами, в частности, с перебоями поставок из России, ремонтом завода в Казахстане и снижением производства на нефтеперерабатывающих предприятиях Узбекистана.
По мнению вице-президента Независимого топливного союза Дмитрия Гусева, проблема разрешится в ближайшие дни или максимум через неделю. При этом потребителям стоит больше внимания обращать на газ, который дешевле и всегда в наличии.
Эксперт подчеркнул, что тенденция с дефицитом топлива сквозная фактически для всех бывших республик СССР.
"Все государства, включая Россию и Казахстан, столкнулись с тем, что из-за низких цен на нефть были достаточно большие дефицитные бюджеты. Так или иначе все страны с помощью денежно-кредитной политики выравнивают объем поступления валютной выручки в стану. Стандартная практика: если у нефтедобывающих стран стоимость нефти растет, то валюта нефтедобывающих стран укрепляется", - сказал аналитик в беседе со Sputnik Таджикистан.
Он обратил внимание, что в РФ переработка нефти стала неприбыльным процессом.
"С учетом того, что цены на нефть начали расти в России, в Казахстане наблюдается примерно та же ситуация. То есть начался внутренний дефицит топлива. Исходя из этого они решили закрывать границы и ограничивать экспорт топлива, чтобы насытить собственный рынок", - пояснил Гусев.
Эксперт отметил, что большая часть европейских потребителей работает по формульным долгосрочным контрактам, а азиатские покупатели - Таджикистан, Узбекистан и Казахстан - привязаны к спотовым котировкам и не имеют долгосрочных договоров.
"Когда у добывающих и перерабатывающих государств ставится задача насытить собственный рынок, то обрезаются как раз-таки эти спотовые контракты, которые идут на Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан", - уточнил Гусев.
Он добавил, что локального дефицита не произошло, если бы в Таджикистане были рыночные цены, сравнимые с Европой или Китаем.
"Практика сдерживания цен на топливо характерна для республик постсоветского пространства, поэтому кроме диспаритета в странах добывающих, есть диспаритет в государствах, которые потребляют топливо, из-за того, что было ограничено предложение", - заключил он.