ДУШАНБЕ, 26 мар — Sputnik. Россия объявила об открытии с 1 апреля регулярного авиасообщения с несколькими государствами, в том числе с Таджикистаном.
В стране этого решения ждали очень давно и с большим нетерпением. Десятки тысяч человек - желающие выехать на заработки, студенты, люди, чья семья находится в РФ, - последние полгода так или иначе связывали свои планы на жизнь с выездом в страну, но сроки эти постоянно отодвигались.
Но, несмотря на радостные новости, попасть на рейс в Россию в ближайшие месяцы будет непросто. А многим гражданам, возможно, вовсе не следует торопиться с отъездом.
Sputnik Таджикистан постарался разобраться, для кого откроются границы и какие сложности ждут граждан.
Спрос выше предложения
Самая первая и самая главная проблема, с которой столкнутся таджикистанцы, желающие вылететь в Россию, - это банально покупка билета на рейс.
Сейчас власти анонсировали по одному регулярному рейсу в день и еще несколько чартерных, что значительно меньше, чем до карантина: только из Москвы в Душанбе и обратно тогда летало до два-три десятка рейсов в неделю. В Агентстве гражданской авиации сообщают, что выполнять полеты будут "Сомон Эйр" и "Ютэйр".
Причем полететь могут не все - согласно текущему распоряжению Правительства РФ, воспользоваться регулярными рейсами пока смогут только те иностранцы, у кого есть твердые основания для въезда в Россию. А конкретно - трудовые мигранты, причем зарегистрированные в списке Роструда, сформированного с помощью "Единого портала государственных и муниципальных услуг", высококвалифицированные специалисты и члены их семей, приезжающие для лечения или едущие к родным. Увы, студенты пока попасть сюда не могут.
Но даже когда границу откроют для всех, при нынешнем графике полетов несомненно возникнет проблема нехватки билетов. Начиная с лета 2020-го граждане Таджикистана, находящиеся в России, в течение нескольких месяцев буквально брали штурмом посольство, чтобы попасть на вывозные рейсы.
Конечно, ситуация рискует повториться, только теперь граждане атаковывать будут кассы авиакомпаний. Наверняка можно сказать, что перевозчики захотят компенсировать себе убытки пандемии, а значит, стоимость билетов безусловно будет высокой (представители обеих авиакомпаний не ответили на вопрос Sputnik о тарифах).
"Бешеные цены - это результат дорогого топлива и остальных затрат, авиация в принципе имеет низкую прибыльность как бизнес. Есть пример прямого регулирования цен на некоторые направления, но это приводит к тому, что билеты заканчиваются очень быстро, и купить их тяжело", - пояснил один из российских авиаэкспертов.
Так что даже если в ценообразование вмешается антимонопольная служба, в ближайшие два-три месяца билеты будут скупать, как горячие лепешки.
Кто сам не сможет, к тем прилетим
Хотя студентам и учащимся колледжей пока не разрешили свободный въезд в Россию, несомненно, этот вопрос будет решаться в ближайший месяц, о чем заявляют и представители образовательного ведомства.
"На заседаниях оперштаба мы всегда говорим, что Таджикистан надо рассматривать как страну, которой одной из первых нужно открыть въезд для иностранных студентов, но когда это будет точно, сказать не могу", - отмечает замглавы департамента международного сотрудничества Минобрнауки РФ Елена Горожанкина.
Проблема в том, что значительная часть студентов российских вузов, находясь в Таджикистане, худо-бедно выполняла учебный план дистанционно. Однако сейчас большинство вузов возвращается к привычным форматам обучения. А значит, и сессию учащимся нужно будет сдавать очно.
"Мы видим, что почти у большинства наших ребят трудности со сдачей сессии. Одногруппники будут сдавать очно, и преподавателю физически будет тяжело принимать экзамены. Поэтому я настойчиво рекомендую ребятам возвращаться, тем более что университет полностью готов компенсировать расходы за транспорт до Красноярска", - отмечает глава профориентационного центра Сибирского федерального университета Акмал Джумаев.
Хотя представители Минобразования РФ в вопросе дистанционного образования не раз призывали идти навстречу студентам, застрявшим за рубежом (справедливости ради - большинство так и сделало), ректораты учебных учреждений всеми силами стараются вернуть в РФ студентов и абитуриентов, количество которых является важным критерием эффективности вузов.
Потому заранее устраивают онлайн дни открытых дверей, напоминают о скором открытии границ и мотивируют бонусами и льготами.
Особенно стараются регионы. Так, упомянутый СФУ предлагает абитуриентам не только разнообразие образовательных программ, но и весьма высокую по меркам региона университетскую стипендию до 8000 рублей, компенсацию проезда и обещает поселить в комфортабельные общежития.
Другой пример работы с абитуриентами - Марийский государственный университет, где будет действовать упрощенный механизм подачи документов и вступительных экзаменов - абитуриенту надо принять участие в предварительном онлайн-тестировании и после успешного прохождения получить рекомендательное письмо для поступления в МарГУ.
А сами вступительные испытания среди успешных конкурсантов руководство готово провести прямо в Душанбе или Ташкенте, чтобы поступающие, помимо подготовки к экзаменам, не тратили время и деньги на решение транспортных проблем.
Новость об открытии границ, пусть и с некоторыми ограничениями, определенно радостная. И для студентов, и для мигрантов, и для властей, и для российского бизнеса. Учащимся нужно нормальное образование, вузам - иностранцы, мигрантам - заработок, а российскому бизнесу - рабочие руки. И поскольку в выигрыше останутся все, стоит надеяться, что последние ограничения снимут в ближайшие пару месяцев.